Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Материалы и техники

Для интенсивной краткосрочной игровой терапии в группе можно использовать многие из тех материалов и техник, что используются в длительной терапии с одним ребенком или с группой детей. Важно помнить, что, работая с ребенком, пережившим травму, следует позаботиться о наличии игрушек, которые помогли бы ему адекватно отразить пережитое. Например, если ребенок перенес госпитализацию, терапевту стоит включить в набор скорую помощь и медицинский инструментарий, с которым ребенку, возможно, приходилось столкнуться в больнице.
В интенсивной краткосрочной групповой игровой терапии широко используется идентификация сюжетов и расширение смысла — процедура, заимствованная из индивидуальной игровой терапии. Можно определить центральную тему, к которой обращаются все члены группы, но каждый из них будет по-своему участвовать также в более широкой теме. На протяжении всего курса лечения каждый индивид может демонстрировать устойчивый способ участия в групповых событиях. Это отражает его внутренние, личные усилия, которые идентифицируются как индивидуальные темы. Например, дети, наблюдающие жестокое обращение в семье, могут быть заняты вопросами безопасности и самосохранения, что свидетельствует о высоком уровне тревожности, о поиске ребенком защиты от жестокого родителя. Темы групповой игры обычно касаются защиты от причинения вреда и приобретения навыков контроля над пугающей ситуацией. Дети могут углубиться в детально продуманную игру с оружием и щитами, устанавливая секретные коды и устраивая надежные укрытия для себя и для игрушек, которые их представляют. Такие типы игрового поведения позволяют детям переструктуриро- вать действительность таким образом, чтобы почувствовать себя в безопасности и обрести контроль над ситуацией.
В рамках регулярно повторяющейся групповой темы безопасности и защиты один ребенок может снова и снова изображать героические деяния, спасая кому-то жизнь, а другой все время оказывается жертвой «негодяев». Их индивидуальные темы отражают их собственный опыт внутри семьи как единого целого. Хотя они работают вместе над одной центральной темой безопасности и самосохранения, вместе с тем, у каждого из них возникает собственная тема: у одного — тема власти и контроля, а у другого — тема виктимизации. Обе темы требуют реакции терапевта. Он может вовлечь детей в вышеуказанный сценарий, сделав общее замечание: «Это очень опасная ситуация», или отреагировав на каждого в отдельности, например, сказать «герою»: «Ты действительно чувствуешь, что можешь справиться с этим! Никто тебе не страшен!» Такое отражение расширяет значение обеих тем для ребенка, помогая ему персонализировать игровой материал и применить его к восприятию реальной жизни.
Темп групповых занятий по игровой терапии складывается из темпа, заданного каждым ребенком, и темпа, в котором дети взаимодействуют друг с другом. Например, ребенок может быть так погружен в обследование игровой комнаты, что просто не замечает других детей. Иногда можно видеть, что ребенок быстро передвигается по комнате, выражая словами удовольствие и волнение, но при этом он не вступает во взаимодействие с другими детьми. В этом случае мы можем описать его индивидуальный темп как очень быстрый; напротив, темп взаимодействия между членами группы будет слишком медленным или его не будет вообще. Важно, чтобы терапевт отражал темп ребенка, когда он обращается к нему индивидуально, а темп группы — обращаясь к нескольким детям. Это позволяет каждому из детей ощущать себя и индивидом, и членом группы.
«Наведение мостов» — понятие, применяемое только в групповой игровой терапии. Это реакция, позволяющая терапевту идентифицировать общность поступков или эмоций детей. Данное понятие можно применять более широко, объединяя поступки и эмоции, противопоставляемые одними членами группы другим ее участникам. Эта техника особенно полезна, когда нужно помочь детям понять, какое влияние оказывает их поведение на окружающих. Примером этой реакции может служить следующий игровой сценарий в работе с двумя сестрами.
При первом наблюдении обнаружилось, что старшая, Джессика, пытается справиться с отрицательными эмоциями, уходя в себя и оставаясь в одиночестве. Младшей, Бриттани, помогали справиться с тревогой агрессия и импульсивность. На первом занятии по игровой терапии Джессика вела себя так, будто поведение сестры ее подавляло. Она часто отходила, чтобы порисовать или взять медвежонка, в то время как Бриттани носилась по комнате, исследуя каждую деталь и каждую игрушку. Обычными в данном случае могут быть следующие высказывания-«мостики»: «Джессика, действительно ты неуютно себя чувствуешь, когда твоя сестренка бегает по комнате, рассматривая все эти игрушки. Но, Бриттани, ты очень взволнована тем, что видишь в комнате все эти новые для тебя вещи».
К четвертому занятию Джессика облюбовала себе уголок в комнате и отделила пространство, которое обозначила как «мой дом». Кроме того, она заявила, что «никому не разрешается сюда входить». Несмотря на это, ее сестра постоянно врывалась в «ее дом», не спрашивая разрешения. Терапевт перекинул мостик между двумя видами поведения: «Джессика, тебе и в самом деле хочется, чтобы у тебя был свой уголок, а ты, Бриттани, тоже хочешь играть в ее домике. Вы обе хотите сделать по-своему».
По мере продолжения занятий обе девочки начали лучше понимать, как их поведение влияет на других, и стали более чуткими к мотивам, руководящим действиями партнера. До этого каждая девочка думала, что сестренка просто пытается разозлить ее. В конце концов они научились ценить чувства, лежащие в основе поведения другого человека.
Одна из процедур, рекомендуемых при интенсивной краткосрочной групповой игровой терапии,— это видеозапись игровых занятий. Возможности использования таких видеозаписей многообразны. Во-первых, видеозапись могут просматривать участники группы. Возможно, так они впервые смогут увидеть себя такими, какими их видят другие. Часто подобные просмотры устраиваются по просьбе детей, когда им становится известно, что их записывают. Во время просмотра видеозаписи нужно дать детям возможность свободно прокручивать некоторые куски быстрее, и останавливать пленку по их желанию. Это позволяет детям сосредоточиться на эмоциях или интеракциях, которые кажутся им наиболее важными, и обсудить их.
Кроме того, занятие, записанное на пленку, чрезвычайно важно для самоанализа терапевтов. Повторный просмотр видеозаписи может подсказать им, что они упустили во время занятия. Полезно также наблюдать, каким образом в работе с ребенком были задеты личностные проблемы самого терапевта — это порой выражается в непроизвольном изменении выражения лица или позы. Терапевт получает возможность объективно наблюдать за темпом занятия и поискать возможности для более удачных реакций. Эта техника особенно полезна в интенсивной краткосрочной групповой игровой терапии, поскольку развитие и изменение тем происходит очень быстро и легко упустить важные терапевтические возможности.

Последние новости

Случайные новости

  • Как защитить свое имущество
    В последнее время все большее количество людей задаются вопросом: «Как защитить свое имущество от злоумышленников?». В данном случае все более актуальными становятся охранные услуги. Использование сиг ...
  • Программист: как найти подходящую вакансию?
    Вы успешно окончили высшее учебное заведение по специальности программист и хотите устроиться на работу? Это вполне реально.
  • Проблема формы
    И так я учился в ГИТИСе целый год. Было нелегко, но я догнал все, от чего отстал. А потом нас разделили: часть пошла за режиссером А. Петровским, а часть - за Мейерхольдом в студию при его театре.
  • Как справиться со стрессом в жизни школьника
    Обучение в школе – это в любом случае стресс для ребенка. Вполне естественно, что при различных неблагоприятных факторах школьник начинает испытывать невроз, не показывает достойную успеваемость, попа ...
  • Сложные ситуации на развитие ребенка
    Если говорить об опыте пребывания в концентрационном лагере, опасения вызывает тот факт, что, хотя все узники содержались в одинаковых, совершенно нечеловеческих условиях, жертвами этого режима стали ...
  • Общаемся в игре
    Предметно-игровая деятельность. Мы уже упоминали, что ребенок начинает в своей деятельности отражать специфику предметов.
  • Игровая терапия в группе сиблингов
    Следует принимать во внимание, что дети, сталкивающиеся с трудностями в семье, могут извлечь непосредственную пользу из интенсивной игровой терапии в группе родных братьев и сестер, поскольку между те ...
  • Ненормальное положение с репертуаром
    Комиссаржевский ответил на упреки полным достоинства письмом в редакцию. В нем он показал, что постановка новых опер не зависит от желания исполнителя, а является прерогативой дирекции.
  • Замуж из расчета
    Цинично похваляется Фамусов приверженностью к родне при решении деловых вопросов. Откровенно похваляется небрежностью в ведении дел.
  • Монтекки и Капулетти
    Падре Лоренцо - было очень хорошо. Публика слушала настороженно. Это был уверенный в своей правоте воинствующий гуманист.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru