Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Формирование полоролевой концепции и стереотипов полов

Очевидно, осознание своего пола/половой принадлежности и понимание постоянства пола являются только частью процесса. Важной задачей для ребенка становится овладение теми навыками, которые соответствуют или должны соответствовать поведению мальчика или девочки.
В каждой культуре взрослые имеют четкие полоролевые стереотипы. На самом деле сущность этих стереотипов замечательным образом схожа во всех культурах мира. Джон Уиллиамс и Дебора Бест, которые исследовали гендерные стереотипы взрослых^в 28 различных странах и стереотипы детей в 24 странах, обнаружили, что для женщин наиболее стандартные черты — это слабость, мягкость, благодарность, мягкосердечие, а для мужчин — агрессивность, сила, жестокость и грубость.
Исследования показывают, что у детей эти стереотипы формируются достаточно рано даже в тех семьях, в которых декларируется гендерное равноправие. Однажды 3-летняя дочь моего друга, декларирующего равноправие полов, сказала: «Мамочки пользуются плитой, а папочки грилем». Другой мой друг рассказал историю о 4-летнем ребенке, который, вернувшись из детского сада, настаивал на том, что все доктора — мужчины, а медицинские сестры — женщины, хотя его собственный отец был медбратом! Даже 2-летние дети способны определить, какие профессии, игрушки и виды активности подходят женщинам, а какие — мужчинам, они прекрасно знают, кто стирает белье и готовит обед, а кто возится с машиной и умеет пользоваться различными инструментами. К 5-летнему возрасту дети начинают связывать определенные личностные черты с женским или мужским полом, и эти представления уже хорошо развиты к 8 или 9 годам.
Интересные выводы сделали исследователи, изучая представления детей о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Раннее исследование Уильяма Дамона служит особенно удачной иллюстрацией к этому вопросу. Группе детей в возрасте от 4 до 9 лет рассказывается история о мальчике по имени Георг, который любит играть с куклами. Родители Георга говорят ему, что только девочки играют с куклами, маленькие мальчики не должны так поступать. Затем детям предлагалось ответить на некоторые вопросы, например: «Почему Георгу говорили не играть с куклами?» или «Есть ли такое правило, что мальчики не должны играть с куклами?»
Четырехлетние дети, участвовавшие в этом исследовании, считали, что нет ничего плохого в том, что Георг играет с куклами. Запрета не существует, и Георг может играть в куклы, если хочет. Шестилетние дети, напротив, считали, что если Георг играет с куклами, то это неправильно. Девятилетние дети уже проводили различия между «плохим» и «неправильным». Например, один мальчик сказал, что бить окна плохо и неправильно, но нет ничего плохого в том, чтобы играть в куклы, хотя мальчики обычно так не делают.
То, что происходит, можно описать следующим образом: 5-6-летний ребенок, осознав, что он всегда будет мальчиком или девочкой, ищет правша поведения мальчиков и девочек. Дети получают информацию, наблюдая за взрослыми, воспринимая их замечания, делая выводы из телевизионных передач. Сначала они считают эти правила абсолютными моральными правилами. Позже они понимают, что это социальные условности, и тогда полоролевая концепция становится более гибкой.
Аналогично пик проявления многих фиксированных представлений и предубеждений в отношении других людей, например предубеждение против детей, страдающих ожирением, против тех, кто говорит на другом языке, или против представителей других рас, приходится на первые годы обучения в школе и затем происходит снижение на протяжении оставшихся лет детского периода и в подростковом возрасте. Другими словами, дети в этом возрасте обладают сильным чувством «мы», которому противопоставлено понятие «они», т. е. чувством «свои—чужие». Они классифицируют других детей по одному признаку: «как я» или «не как я», отдавая выраженное предпочтение тем, кто похож на них, и формируют стереотипные представления о тех, кто «не как мы». Аналогичным образом и по той же самой причине дети меньшинств начинают демонстрировать выраженное предпочтение представителям своей собственной этнической группы только примерно в 7 или 8 лет.

Последние новости

Случайные новости

  • Представители местной буржуазии
    Опорой реалистических и демократических традиций на провинциальной сцене продолжали оставаться пьесы писателейклассиков: Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Островского, СуховоКобылина, А. К. То ...
  • Индивидуальный поиск границ известного способа действия, гипотезы о новом способе действия
    Как известно, поисковая активность существует в индивидуальной и совместной форме. Описанный только что шаг рефлексивного развития был получен как результат совместного поиска. Тот же эффект был воспр ...
  • Спортивное питание - основа здоровья и красоты
    Если вы занимаетесь фитнесом, тяжелым культуризмом либо на регулярной основе ходите в спортивный зал, чтобы поддерживать отличную спортивную форму, вы должны знать, что существуют основные принципы дл ...
  • Реконструкция гипотетического механизма
    Приведенные данные позволяют провести реконструкцию гипотетического механизма становления поисковых установок как поведенческого стиля. Подчеркнем, что речь идет не об общевозрастных, а об индивидуаль ...
  • Портрет школьника
    Итак, путь, который в начале урока проложил Митя, пройден многими его одноклассниками. Таблица сама «подсказывает» мысленное сокращение способа построения величины «Ф», и эта «подсказка» стала для дет ...
  • Сердечно-сосудистые заболевания детей
    Данные статистики свидетельствуют об значительно меньшем распространении некоторых болезней, в том числе сердечно-сосудистых и аллергических заболеваний, рака, подагры среди вегетарианцев. Согласно ли ...
  • Регулировка дверного замка.
    На данный момент на строительном рынке России представлены отечественные и импортные запирающиеся устройства, которые имеют различную конструкцию, качество сборки и различную стоимость.
  • Разностороннее дарование певца
    Любовью зрителей пользовался лирический баритон Фран-ческо Грациани (1829-?), голос которого, по словам современников, отличался бархатностью и мягкостью.
  • Как использовать активное выслушивание, чтобы помочь младенцам
    К сожалению, родители детей грудного или ясельного возраста не применяют метод активного выслушивания, чтобы удостовериться, правильно ли они поняли малыша. Они торопятся прийти ребенку на помощь, не ...
  • Музыкальный язык Нарспи
    Музыкальный язык Нарспи (первый акт) восходит к интонациям лирических хороводных песен и передает обаяние Девушки.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru