Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Формирование полоролевой концепции и стереотипов полов

Очевидно, осознание своего пола/половой принадлежности и понимание постоянства пола являются только частью процесса. Важной задачей для ребенка становится овладение теми навыками, которые соответствуют или должны соответствовать поведению мальчика или девочки.
В каждой культуре взрослые имеют четкие полоролевые стереотипы. На самом деле сущность этих стереотипов замечательным образом схожа во всех культурах мира. Джон Уиллиамс и Дебора Бест, которые исследовали гендерные стереотипы взрослых^в 28 различных странах и стереотипы детей в 24 странах, обнаружили, что для женщин наиболее стандартные черты — это слабость, мягкость, благодарность, мягкосердечие, а для мужчин — агрессивность, сила, жестокость и грубость.
Исследования показывают, что у детей эти стереотипы формируются достаточно рано даже в тех семьях, в которых декларируется гендерное равноправие. Однажды 3-летняя дочь моего друга, декларирующего равноправие полов, сказала: «Мамочки пользуются плитой, а папочки грилем». Другой мой друг рассказал историю о 4-летнем ребенке, который, вернувшись из детского сада, настаивал на том, что все доктора — мужчины, а медицинские сестры — женщины, хотя его собственный отец был медбратом! Даже 2-летние дети способны определить, какие профессии, игрушки и виды активности подходят женщинам, а какие — мужчинам, они прекрасно знают, кто стирает белье и готовит обед, а кто возится с машиной и умеет пользоваться различными инструментами. К 5-летнему возрасту дети начинают связывать определенные личностные черты с женским или мужским полом, и эти представления уже хорошо развиты к 8 или 9 годам.
Интересные выводы сделали исследователи, изучая представления детей о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Раннее исследование Уильяма Дамона служит особенно удачной иллюстрацией к этому вопросу. Группе детей в возрасте от 4 до 9 лет рассказывается история о мальчике по имени Георг, который любит играть с куклами. Родители Георга говорят ему, что только девочки играют с куклами, маленькие мальчики не должны так поступать. Затем детям предлагалось ответить на некоторые вопросы, например: «Почему Георгу говорили не играть с куклами?» или «Есть ли такое правило, что мальчики не должны играть с куклами?»
Четырехлетние дети, участвовавшие в этом исследовании, считали, что нет ничего плохого в том, что Георг играет с куклами. Запрета не существует, и Георг может играть в куклы, если хочет. Шестилетние дети, напротив, считали, что если Георг играет с куклами, то это неправильно. Девятилетние дети уже проводили различия между «плохим» и «неправильным». Например, один мальчик сказал, что бить окна плохо и неправильно, но нет ничего плохого в том, чтобы играть в куклы, хотя мальчики обычно так не делают.
То, что происходит, можно описать следующим образом: 5-6-летний ребенок, осознав, что он всегда будет мальчиком или девочкой, ищет правша поведения мальчиков и девочек. Дети получают информацию, наблюдая за взрослыми, воспринимая их замечания, делая выводы из телевизионных передач. Сначала они считают эти правила абсолютными моральными правилами. Позже они понимают, что это социальные условности, и тогда полоролевая концепция становится более гибкой.
Аналогично пик проявления многих фиксированных представлений и предубеждений в отношении других людей, например предубеждение против детей, страдающих ожирением, против тех, кто говорит на другом языке, или против представителей других рас, приходится на первые годы обучения в школе и затем происходит снижение на протяжении оставшихся лет детского периода и в подростковом возрасте. Другими словами, дети в этом возрасте обладают сильным чувством «мы», которому противопоставлено понятие «они», т. е. чувством «свои—чужие». Они классифицируют других детей по одному признаку: «как я» или «не как я», отдавая выраженное предпочтение тем, кто похож на них, и формируют стереотипные представления о тех, кто «не как мы». Аналогичным образом и по той же самой причине дети меньшинств начинают демонстрировать выраженное предпочтение представителям своей собственной этнической группы только примерно в 7 или 8 лет.

Последние новости

Случайные новости

  • Неонатальный некротический энтероколит
    Неонатальный некротический энтероколит (язвенно-некротический энтероколит новорождённых) — ряд поражений кишечника различной степени тяжести, вызванных, как правило, ишемическим повреждением кишки с п ...
  • Курсант на башне
    На следующем этапе курсант забирается на башню высотой уже десять метров и снова отрабатывает все элементы прыжка. Надо добиться слаженности действий при групповом десантировании из самолета, привыкну ...
  • Родитель и ребенок сталкиваются с ситуацией, в которой возникает конфликт интересов
    Родитель придумывает, каким должен быть выход из ситуации. Найдя решение, он сообщает об этом ребенку, в надежде что тот с ним согласится. Если ребенку решение не нравится, родитель попытается его пер ...
  • Преподавательская работа
    Миссис Фуллер скромно поясняет, что за десять лет руководства Академией она добилась ликвидации кризиса лишь благодаря поддержке своих помощников, с которыми тут же нас и знакомит.
  • Особенности работы терапевтов с детьми.
    Поскольку представления о себе и других людях в психике ребенка глубоко связаны между собой, то, на наш взгляд, разработка этой проблематики является актуальной и перспективной.
  • Перевоспитать маленького эгоиста, хамоватого себялюба
    Если тренер начинает \"урезонивать\" такого ребенка или заставляет его трудиться, то \"правитель\" быстро избавляется от \"обидчика\", отказываясь ходить на тренировки или жалуясь на тренера. А родите ...
  • Описание работы
  • Соображения художественного порядка
    Эти слова всегда подхватываются мощными, я бы сказал, бурлящими аплодисментами. А как здесь? Откликнется ли этот зал?
  • Родителям не просто осознать, что существует такой выход
    Метод III не похож на метод II, где ребенок получает желаемое за счет родителей, которые поступаются своими интересами. Но родителям нужно показать, в чем главное различие между методом поминать, что, ...
  • Мы уже описали очищающие дыхательные упражнения
    Вот еще одно. Сядьте прямо, расслабьтесь, сосредоточьтесь на дыхании. Прочувствуйте, как воздух опускается и поднимается по стенке живота, миллиметр за миллиметром «обтекая» все тело... Вдыхайте насто ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru