Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Мораторий: усугубление кризиса

Предрешенность: решение принято без прохождения через кризис. Не проведена переоценка прежних позиций. Вместо этого молодой человек просто принимает ценности, установленные родителями или окружающей культурной средой.
Диффузия идентичности: молодой человек еще не достиг середины кризиса, и решение еще не принято. Диффузия может отражать либо ранний этап процесса, либо неудачное принятие решения после завершения кризиса.
Теория Эриксона и модель Марсиа предполагают, что определенный кризис идентичности — нормальное и здоровое явление. Эти предположения не всегда поддерживаются экспериментальными данными. Например, процесс формирования идентичности может происходить позже, чем полагал Эриксон, или вообще не происходить. В ходе комбинированного анализа 8 отдельных срезовых исследований Алан Ватерман обнаружил, что статус достижения идентичности чаще всего отмечается в колледже, а не во время обучения в средней школе.
Среди перечисленных пунктов статус моратория также встречается относительно редко, за исключением первых лет обучения в колледже. Поэтому если большинство молодых людей проходят через кризис идентичности, то он отмечается в позднем подростковом возрасте и не продолжается слишком долго. Более того, было выявлено, что около трети молодых людей в каждой возрастной группе находятся на этапе предре- шенности, что может указывать на то, что многие из них просто не проходят через кризис, а следуют по уже хорошо проторенному пути.
Предупреждая ваши вопросы, я хочу подчеркнуть, что все испытуемые в исследовании Ватермана либо учились в колледже, либо участвовали в школьных программах подготовки к колледжу. Поэтому может создаться ложное представление о процессе формирования идентичности у тех молодых людей, которые не поступают в колледж и не имеют в запасе длительного периода на размышления, но дол^ жны выработать определенный вид собственной идентичности за подростковый период.
Концепция кризиса подростковой идентичности в значительной мере подвержена влиянию современных культурных представлений западных стран, в которых достижение статуса взрослости откладывается почти на десятилетие после пубертатного периода. В таких культурах молодые люди обычно не стремятся перенять те же роли или профессиональные задачи, что и их родители. В действительности их поощряют сделать выбор самостоятельно. В такой культурной системе подростки часто испытывают растерянность из-за обилия возможностей, что вполне может привести к кризису идентичности, описанному Эриксоном. В менее индустриально развитых странах, особенно в тех культурах, где существуют четкие обряды инициации, описанные ниже в тексте «Культуры и контексты», может осуществляться бескризисный переход от идентичности ребенка к идентичности взрослого. Некоторые антропологи фактически называют эти культуры предрешенными, указывая на то, что альтернативы подростковой идентичности значительно ограничены.
По вышеперечисленным причинам и Марсиа, и Ватерман считают, что смена различных статусов идентичности не составляет четкого пути развития, которым следуют все или большинство подростков и молодых людей, даже в западных культурах. Подростки не всегда переходят от статуса предрешенности через мораторий к четкому статусу достижения идентичности. Скорее, четыре типа статусов можно рассматривать как различные подходы, зависящие как от культуры, так и от индивидуальной ситуации каждого человека, которые могут использовать молодые люди при решении задачи формирования идентичности. С этой точки зрения было бы неправильно считать, что молодой человек на этапе предрешенности не достиг какой-либо идентичности. Он имеет идентичность, но такую, которая является адаптацией родительских или других социальных правил, не требующих существенного осмысления.
Таким образом, аспект развития в модели Эриксона/Марсиа, скорее всего, представлен некорректно. По контрасту, вторая половина модели — определение кризиса идентичности и выхода из него как здорового психологического процесса — подтверждается множеством исследований. В западных культурах по крайней мере те молодые люди, которые, пройдя через кризис, достигли статуса идентичности, имеют более высокую самооценку, отличаются целеустремленностью и реже испытывают депрессивные состояния. Для них характерно использование в мышлении формальных операций, они обладают развитой способностью устанавливать близкие личностные отношения. В отличие от них те молодые люди, которые достигли статуса предрешенности, стремятся к установлению более стереотипных отношений, тогда как молодые люди, находящиеся на этапе диффузии идентичности, испытывают самые большие трудности с установлением близких отношений. Эти данные указывают на то, что не все пути, которые могут привести к достижению личностной идентичности, психологически эквивалентны. В частности, тот уровень, который Марсиа называет статусом достижения идентичности, характеризуется более зрелым и эмоционально здоровым поведением в самых различных областях.

Последние новости

Случайные новости

  • Копии швейцарских часов на все случаи жизни
    Для людей, которые занимаются спортом, очень нужны наручные часы. Только не обычные, а спортивные, в которых можно и в спортзале позаниматься, и с аквалангом понырять. Значит, корпус у них должен быть ...
  • Для ребенка очень важно, чтобы ему посочувствовали
    Дети порой становятся назойливыми, если они растеряны, встревожены, испуганы чем-то, — такое бывает, когда родители уходят на работу или в гости или ребенок вынужден засыпать в незнакомом месте, а люб ...
  • Москва сегодня и охота советы
    Может быть, прав Сергей Нилус, писавший в своей книге «Великое в малом» еще в 1901 году: «...Наши первые шаги на пути нового столетия ознаменовались ярко и резко выраженными стремлениями сбросить с се ...
  • Успех спектакля
    По-видимому, Бианки чрезмерно подчеркивала тягу Юдифи к Олоферну.
  • Чтобы удержать полную чашу, нужна твердая рука!
    Несколько месяцев назад я беседовал с человеком, который рассказал мне об одном из самых болезненных переживаний в своей жизни. В возрасте семнадцати лет он был одним из лучших игроков школьной футбол ...
  • Расспросы, поиск причин
    Если вы начинаете расспрашивать, ребенок может подумать, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то («А ты вымыл руки, как я тебе велела?»). Дети также видят в некоторых вопросах попытку «вытянуть ...
  • Какие туры в Карелию пользуются популярностью
    На данный момент туры в Карелию являются одними из наиболее популярных, если речь идет о путешествиях по России. Республика Карелия находится на северо-западе страны и граничит с Финляндией. Можно даж ...
  • В актерском тренинге
    К. Станиславского рекомендуются следующие начальные этапы освобождения мышц: НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ИЗЛИШНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ (ЗАЖИМЫ) И ОСВОБОЖДАТЬСЯ ОТ НИХ. Вы сейчас сидите за столом? Нет? Лежите вместе с ...
  • Процессы творческой работы
    Бойцы обосновались в одной из комнат. Взрывной волной отброшен внутрь комнаты тяжелый занавес. Крупные раскаленные искры или осколки ворвались вместе с ним.
  • Мозаика из пайеток
    Пайетки – это блестки, которые обычно служат украшением для ткани, поделки или другого произведения декоративного искусства. Однако мастера-педагоги и в этом вопросе не сдают позиций. Они применяют па ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru