Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Капризные дети

Установлено, что капризные дети, для которых характерны частые негативные аффективные эмоциональные реакции, а также низкий контроль импульсов, примерно в 2 раза чаще имеют различные проблемы поведения по сравнению с остальными детьми. Поэтому капризные младенцы чаще имеют проблемы в дошкольном возрасте, их темперамент расценивается как «трудный» или отмечается «недостаток контроля», и они чаще демонстрируют делинквентное поведение в 10 или 15 лет или даже во взрослом возрасте.
На первый взгляд кажется, что эти данные просто подтверждают устойчивость свойств темперамента. Возможно, гиперактивность, невнимательность, агрессивность или другие проблемы поведения в 5- или 7-летнем возрасте—это всего лишь проявления изначально трудного темперамента. Но все не настолько просто. Большинство детей, имеющих «капризный» темперамент в младенчестве или в дошкольном возрасте, не отличаются проблемами поведения в более позднем возрасте. Дети с трудным темпераментом чаще имеют подобные проблемы, но связь не настолько неизбежна.
Как всегда, задействован целый комплекс интерактивных процессов, основным из которых, по-видимому, является позиция семьи. Очень важно, принимают ли родители «трудность» ребенка и способна ли семья найти эффективный способ взаимодействия с ним. Например, Фиш, Стифтер и Белски исследовали изменения в развитии паттернов плача в небольшой группе младенцев. Они обнаружили, что матери тех детей, которые много плакали после рождения, но в 5 месяцев плакали уже гораздо меньше, отличались высокой реактивностью и чувствительностью к младенцу. Матери детей, которые много плакали и после рождения, и в 5 месяцев, были гораздо менее реактивными. Таким образом, отзывчивая мать могла перестроить поведение ребенка, связанное с врожденным темпераментом. Если же семья переживает серьезные стрессовые ситуации или у ребенка имеются различные нарушения, такие как физическое отклонение или умственная отсталость, то вероятность того, что ребенок с «трудным» темпераментом будет иметь проблемы поведения, увеличивается.
Таким образом, «трудный» темперамент не приводит к появлению проблем поведения в будущем. Скорее он способствует уязвимости ребенка. Такие дети менее успешно справляются с серьезными жизненными стрессами. Тем не менее в поддерживающем, принимающем, лишенном стрессов окружении большинство таких детей проходят через период детства без существенных проблем поведения.
Родителям не всегда легко усвоить это. Если вы переживаете серьезный стресс, именно в этот период труднее всего создать максимально поддерживающую, принимающую обстановку для любого ребенка, не говоря уже о ребенке с «трудным» темпераментом. Но все же полезно помнить о том, что такой ребенок нуждается в большем внимании, помощи и поддержке, чем более устойчивый по темпераменту ребенок, особенно в стрессовых ситуациях, каковыми могут быть переезд на новое место жительства, смена школы или няни, смерть домашнего животного взаимодействия с окружающей средой, но они не сообщают нам, можем ли мы ожидать систематических возрастных изменений в реакциях детей на новые ситуации или людей; они не сообщают нам о том, связаны ли развивающиеся когнитивные навыки ребенка с изменениями в паттернах темперамента. Одним словом, они не сообщают нам о том, как общие паттерны развития могут взаимодействовать с врожденными индивидуальными различиями. Некоторые ученые пытаются делать определенные шаги в этой области, но эти вопросы все еще нуждаются в исследовании.

Последние новости

Случайные новости

  • Повышение зарплаты учителям!
    На заседании президиума правительства выступил глава Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
  • Анализ механизмов восприятия
    Мое любопытство возбуждалось аналогией между их восприятием и динамическим поведением некоторых известных физико-химических систем. Наконец, я решился бросить вызов проблеме. Оказалось, что методы, ис ...
  • В процессе преподавания
    Учебная документация по подготовке рабочих на производственно-технических курсах (первая ступень обучения слесаря- ремонтника) включает следующие материалы: 1) учебный план теоретического обучения (та ...
  • Хромосомы у детей
    Основная часть генетической информации заключается в ДНК. Молекулы ДНК содержатся в основном в ядрах клеток, меньшая часть — в митохондриях. Считается нормальным, когда у человека 46, или 23 пары, хро ...
  • Петрушки на эстраде и продажа земельных участков
    Принято думать, что петрушка - кукла примитивная, неспособная долгое время держать внимание зрителя, так как движения ее якобы чрезвычайно однообразны и ограничены.
  • Произведении Катана
    Понятно, насколько важным событием стала новая премьера оперы в полной версии на сцене Королевского театра. Доминго не фигурировал в списке исполнителей, но его участие в записи оперы оказало решающее ...
  • Дерево пожеланий своими руками или оригинальный подарок на свадебное торжество
    Процесс подготовки к практически любой свадьбе, так или иначе, сопровождается поиском запоминающихся подарков, чтобы молодожены были удивлены не меньше чем гости. Но и не только для молодоженов подобн ...
  • Организация работы преподавателя
    Обучение рабочих на производстве по ступенчатой системе является специально организованной, целенаправленной познавательной деятельностью обучающихся под руководством преподавателя и инструктора произ ...
  • Противники режима
    Если мы хотим установить дату, с которой начались «сорок лет Грасси в театре», не считая мимолетного участия в организации спектакля в «Парини», то это 23 декабря 1936 года, когда состоялось первое пр ...
  • Выбор парфюма – один из важных аспектов создаваемого образа.
    Каждая женщина прекрасно знает, что от правильно выбранного типа парфюма зависит успех её имиджа и вообще впечатления, которые она оставит после своего посещения.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru