Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Капризные дети

Установлено, что капризные дети, для которых характерны частые негативные аффективные эмоциональные реакции, а также низкий контроль импульсов, примерно в 2 раза чаще имеют различные проблемы поведения по сравнению с остальными детьми. Поэтому капризные младенцы чаще имеют проблемы в дошкольном возрасте, их темперамент расценивается как «трудный» или отмечается «недостаток контроля», и они чаще демонстрируют делинквентное поведение в 10 или 15 лет или даже во взрослом возрасте.
На первый взгляд кажется, что эти данные просто подтверждают устойчивость свойств темперамента. Возможно, гиперактивность, невнимательность, агрессивность или другие проблемы поведения в 5- или 7-летнем возрасте—это всего лишь проявления изначально трудного темперамента. Но все не настолько просто. Большинство детей, имеющих «капризный» темперамент в младенчестве или в дошкольном возрасте, не отличаются проблемами поведения в более позднем возрасте. Дети с трудным темпераментом чаще имеют подобные проблемы, но связь не настолько неизбежна.
Как всегда, задействован целый комплекс интерактивных процессов, основным из которых, по-видимому, является позиция семьи. Очень важно, принимают ли родители «трудность» ребенка и способна ли семья найти эффективный способ взаимодействия с ним. Например, Фиш, Стифтер и Белски исследовали изменения в развитии паттернов плача в небольшой группе младенцев. Они обнаружили, что матери тех детей, которые много плакали после рождения, но в 5 месяцев плакали уже гораздо меньше, отличались высокой реактивностью и чувствительностью к младенцу. Матери детей, которые много плакали и после рождения, и в 5 месяцев, были гораздо менее реактивными. Таким образом, отзывчивая мать могла перестроить поведение ребенка, связанное с врожденным темпераментом. Если же семья переживает серьезные стрессовые ситуации или у ребенка имеются различные нарушения, такие как физическое отклонение или умственная отсталость, то вероятность того, что ребенок с «трудным» темпераментом будет иметь проблемы поведения, увеличивается.
Таким образом, «трудный» темперамент не приводит к появлению проблем поведения в будущем. Скорее он способствует уязвимости ребенка. Такие дети менее успешно справляются с серьезными жизненными стрессами. Тем не менее в поддерживающем, принимающем, лишенном стрессов окружении большинство таких детей проходят через период детства без существенных проблем поведения.
Родителям не всегда легко усвоить это. Если вы переживаете серьезный стресс, именно в этот период труднее всего создать максимально поддерживающую, принимающую обстановку для любого ребенка, не говоря уже о ребенке с «трудным» темпераментом. Но все же полезно помнить о том, что такой ребенок нуждается в большем внимании, помощи и поддержке, чем более устойчивый по темпераменту ребенок, особенно в стрессовых ситуациях, каковыми могут быть переезд на новое место жительства, смена школы или няни, смерть домашнего животного взаимодействия с окружающей средой, но они не сообщают нам, можем ли мы ожидать систематических возрастных изменений в реакциях детей на новые ситуации или людей; они не сообщают нам о том, связаны ли развивающиеся когнитивные навыки ребенка с изменениями в паттернах темперамента. Одним словом, они не сообщают нам о том, как общие паттерны развития могут взаимодействовать с врожденными индивидуальными различиями. Некоторые ученые пытаются делать определенные шаги в этой области, но эти вопросы все еще нуждаются в исследовании.

Последние новости

Случайные новости

  • Противоречивость сценического образа
    Наряду с «Разломом» и «Любовью Яровой» заметной вехой в деятельности театра можно считать спектакль «Бронепоезд 1469» (октябрь 1928 года).
  • Когда родители что-то говорят ребенку
    Они непременно добавляют что-то и о ребенке. Вот почему общение с ребенком так сильно сказывается на его личности, а в конце концов и на отношениях между ним и родителем. Каждый раз, когда вы беседует ...
  • Крещение в возвращенном храме
    Путь из небытия в небытие - это путь из прошедшего в будущее. Этот путь между прошлым и будущим есть настоящее - самое временное и самое короткое время.
  • Растворимый белок в кале
    У больных с заболеванием гепато-билиарной системы и поджелудочной железы в кале обнаруживают в изобилии нейтральный жир в виде капель красно-оранжевого цвета. Жирные кислоты и мыла микроскопически име ...
  • Актерские работы Свердлина
    За четверть века я не видел ни одной работы, которую бы Свердлин не доделал или сделал средне. У меня сохранилось впечатление, что у Льва Наумовича не было «нелюбимых» ролей.
  • Джону и Марии Гисборн
    Вы не можете знать, как знают некоторые наши друзья в Англии, с которыми моя переписка еще более непростительно запущена, что наше молчание не означает забвения или пренебрежения.
  • Творческая работа учителя может быть любого плана.
    Творческая работа учителя может быть любого плана.
  • Оценка ФСТ при подростковой делинквентности
    В центре внимания ведущейся в течение 30 лет деятельности по оценке стоит проверка эффективности и действенности ФСТ для профилактики или предотвращения рецидивов при подростковой делинквентности. С м ...
  • Портфолио дошкольника
    Портфолио дошкольника – это своеобразная личная книга малыша, в которой он фиксирует свои успехи и достижения в любой области. В портфолио детей можно размещать творческие работы или их фото ...
  • Эмпатия
    Эмпатию могут осуществлять только люди, уверенные в себе, знающие, что они не потеряют себя в мире другого. Знающие, что они могут успешно вернуться в свой мир, когда захотят. При эмпатии не возникает ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru