Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

О важности совместного чтения

Дан Слобин, один из особенно значительных теоретиков влияния врожденных факторов, предположил наличие базовых способностей изучения языка у любого ребенка и изложил ряд фундаментальных рабочих принципов. Согласно теории Слобина, как новорожденные запрограммированы на «правила зрительного восприятия», точно таким же образом младенцы и дети запрограммированы на «правила слухового восприятия».
В предыдущих главах вы уже много раз сталкивались с экспериментальными даннь м, согласующимися с этим утверждением. Вы уже знаете, что с раннего возраста дети фокусируются на конкретных звуках и слогах в потоке окружающих их звуков, обращают внимание на звуковой ритм, предпочитают «воркование», т. е. речь определенного паттерна. Слобин также предположил, что дети запрограммированы природой на то, чтобы обращать внимание на начало и конец цепочек звуков, а также на ударные звуки. Эта гипотеза получила экспериментальное подтверждение. В совокупности эти рабочие принципы могут помочь объяснить некоторые особенности первой грамматики у детей. Например, в английском языке ударными словами в предложении обычно служат глагол и существительное — именно эти слова англоговорящие дети используют в своих первых предложениях. С другой стороны, в турецком языке ударение падает на приставки и суффиксы, и дети, постигающие турецкий язык, очень рано осваивают и суффиксы, и приставки. Эти паттерны имеют смысл, если мы допустим, что запрограммированным правилом является не «использование глаголов», или «использование существительных», или «использование приставок», а «акцент на ударные звуки».
2-летних детей по 10 минут ежедневно в течение б или 7 недель. Дети из контрольной группы в том же самом дневном центре ежедневно проводили то же количество времени с тем же самым учителем, но вместо чтения рисовали или мастерили. В конце эксперимента дети, с которыми занимались чтением, получили более высокие оценки по словарному запасу в нескольких стандартизированных тестах, при этом они использовали более сложную грамматику, когда разговаривали с другими взрослыми помимо воспитателя.
В исследованиях Уайтхёрста, проведенных в Соединенных Штатах в дневном центре и в группах программы «Начало пути», специальным чтением с детьми занимались либо их учитель, либо мама и учитель одновременно, тогда как в контрольной группе дети взаимодействовали с сотрудниками дневного центра или учителями обычным образом. В обоих исследованиях дети, которые участвовали в диалоговом чтении, демонстрировали значительно больший прирост словарного запаса, чем дети в контрольной группе, и этот прирост носил долговременный характер.
Аналогично Кэтрин Крейн-Торесон и Филип Дейл установили, что могут существенно улучшить речевые навыки у детей с задержкой речевого развития, обучая либо родителей, либо учителей особому способу чтения.
Тот факт, что мы располагаем доказательствами одинакового воздействия чтения на двух разных языках, в двух разных культурах, в ходе занятий детей с учителями и родителями, с детьми из бедных семей и семей среднего класса и с детьми с задержкой речевого развития, делает абсолютно убедительным тот аргумент, что богатое интерактивное общение между взрослым и ребенком играет важную роль в стимуляции речевого развития ребенка.
Поскольку эта модель согласуется с растущим количеством информации о врожденных перцептивных умениях и способностях к переработке информации, это логическое построение является веским аргументом в их поддержку.
Данный теоретический взгляд не единственный. В частности, некоторые теоретики настойчиво утверждают, что важны не врожденные склонности или действующие принципы, а устройство детского языка как части более широкого процесса когнитивного развития. С этой точки зрения, ребенок — «маленький лингвист», прилагающий формирующиеся когнитивные процессы к проблеме освоения языка и находящийся в поисках закономерностей и паттернов.

Последние новости

Случайные новости

  • Познакомьте детей со структурой настоящей молитвы
    Легче всего это сделать во время изготовления молитвенной тетради или альбома. На обложку приклейте красивую картинку, изображающую молящихся детей или Иисуса. Каждый лист альбома должен быть посвящен ...
  • Как победить протест против школы
    Существует такое понятие, как протест против школы. Возникать он может у школьников самого разного возраста. Но особенно часто подобный протест появляется в младшем звене школы. Есть много причин, кот ...
  • Как организовать детский праздник?
    На протяжении всего детства своего ребенка, родители должны делать все, чтобы ребенок мог как можно чаще общаться со своими сверстниками в живую, без интернета. Для этого ребенка нужно отдавать на спо ...
  • Четырнадцать иллюстраций «Писем»
    Выше уже приходилось говорить, что, несмотря на разнообразие подхода Матисса к оформлению и иллюстрированию книг, у него все же постепенно выработался тип решения, к которому он охотно обращался, если ...
  • Merc London
    Merc London был основан в 1967 году. Тогда он олицетворял собой всю европейскую молодежную моду той легендарной эпохи. На Carnaby street – улице бутиков лондонского района Сохо – появился первый магаз ...
  • Арии и ансамбли в «Вере Саръяловой»
    О дальнейшем освоении чувашскими композиторами творческих традиций русской классической и оперы свидетельствует опера «Чакка» композитора А. Васильева.
  • Представители местной буржуазии
    Опорой реалистических и демократических традиций на провинциальной сцене продолжали оставаться пьесы писателейклассиков: Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Островского, СуховоКобылина, А. К. То ...
  • Ребенок и этикет
    Согласитесь: приятно, когда малыш за обедом пользуется ложкой и вилкой, без напоминания со всеми здоровается, и всегда говорит «спасибо», «пожалуйста». Первые ...
  • Художественно политический совет
    Спектакль раскрывал путь демократической интеллигенции в революцию. На сцене развертывались, сталкиваясь и переплетаясь, судьбы учительницы Любови Яроровой (Е. А. Степная) и поручика Ярового (С. И. Дн ...
  • Директор в беседе с журналистом
    Джорджо Бокка, лично наблюдавший события этого незабываемого дня, комментирует: «Ничего не скажешь, горькую пилюлю пришлось проглотить нашему «молчаливому большинству» , и черным рукоприкладчикам, но ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru