Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

О важности совместного чтения

Дан Слобин, один из особенно значительных теоретиков влияния врожденных факторов, предположил наличие базовых способностей изучения языка у любого ребенка и изложил ряд фундаментальных рабочих принципов. Согласно теории Слобина, как новорожденные запрограммированы на «правила зрительного восприятия», точно таким же образом младенцы и дети запрограммированы на «правила слухового восприятия».
В предыдущих главах вы уже много раз сталкивались с экспериментальными даннь м, согласующимися с этим утверждением. Вы уже знаете, что с раннего возраста дети фокусируются на конкретных звуках и слогах в потоке окружающих их звуков, обращают внимание на звуковой ритм, предпочитают «воркование», т. е. речь определенного паттерна. Слобин также предположил, что дети запрограммированы природой на то, чтобы обращать внимание на начало и конец цепочек звуков, а также на ударные звуки. Эта гипотеза получила экспериментальное подтверждение. В совокупности эти рабочие принципы могут помочь объяснить некоторые особенности первой грамматики у детей. Например, в английском языке ударными словами в предложении обычно служат глагол и существительное — именно эти слова англоговорящие дети используют в своих первых предложениях. С другой стороны, в турецком языке ударение падает на приставки и суффиксы, и дети, постигающие турецкий язык, очень рано осваивают и суффиксы, и приставки. Эти паттерны имеют смысл, если мы допустим, что запрограммированным правилом является не «использование глаголов», или «использование существительных», или «использование приставок», а «акцент на ударные звуки».
2-летних детей по 10 минут ежедневно в течение б или 7 недель. Дети из контрольной группы в том же самом дневном центре ежедневно проводили то же количество времени с тем же самым учителем, но вместо чтения рисовали или мастерили. В конце эксперимента дети, с которыми занимались чтением, получили более высокие оценки по словарному запасу в нескольких стандартизированных тестах, при этом они использовали более сложную грамматику, когда разговаривали с другими взрослыми помимо воспитателя.
В исследованиях Уайтхёрста, проведенных в Соединенных Штатах в дневном центре и в группах программы «Начало пути», специальным чтением с детьми занимались либо их учитель, либо мама и учитель одновременно, тогда как в контрольной группе дети взаимодействовали с сотрудниками дневного центра или учителями обычным образом. В обоих исследованиях дети, которые участвовали в диалоговом чтении, демонстрировали значительно больший прирост словарного запаса, чем дети в контрольной группе, и этот прирост носил долговременный характер.
Аналогично Кэтрин Крейн-Торесон и Филип Дейл установили, что могут существенно улучшить речевые навыки у детей с задержкой речевого развития, обучая либо родителей, либо учителей особому способу чтения.
Тот факт, что мы располагаем доказательствами одинакового воздействия чтения на двух разных языках, в двух разных культурах, в ходе занятий детей с учителями и родителями, с детьми из бедных семей и семей среднего класса и с детьми с задержкой речевого развития, делает абсолютно убедительным тот аргумент, что богатое интерактивное общение между взрослым и ребенком играет важную роль в стимуляции речевого развития ребенка.
Поскольку эта модель согласуется с растущим количеством информации о врожденных перцептивных умениях и способностях к переработке информации, это логическое построение является веским аргументом в их поддержку.
Данный теоретический взгляд не единственный. В частности, некоторые теоретики настойчиво утверждают, что важны не врожденные склонности или действующие принципы, а устройство детского языка как части более широкого процесса когнитивного развития. С этой точки зрения, ребенок — «маленький лингвист», прилагающий формирующиеся когнитивные процессы к проблеме освоения языка и находящийся в поисках закономерностей и паттернов.

Последние новости

Случайные новости

  • Коляска большого размера
    Заполучив в свое распоряжение коляску большего размера, девочка уже не довольствовалась возможностью просто сидеть внутри, а старалась свернуться в ней, что, учитывая величину коляски, оказалось не та ...
  • Четвертый год обучения
    Четвертый год обучения дает учителям надежду на то, что мальчик, отстающий от сверстников именно в умении следовать инструкции и правилу, начал взрослеть и сможет преодолеть свой недостаток: по исполн ...
  • Комические усилия
    Здесь «человек» всего лишь «зверь» в маске «добродетели», естественного, собственно человеческого лица у него нет. Природа как бы отступилась от общественного человека, но напоследок подшутила над ним ...
  • Как правильно вести урок
    Опытный педагог знает, как правильно вести урок. В процессе урока не монополизируйте разговор. Не спедует превращать диалог с учащимися в свой бесконечный монолог.
  • Курсовое обучение
    При курсовом обучении инструктор с первых же дней формирует органы ученического самоуправления, старается создать актив группы, сплачивает обучающихся в единый целеустремленный коллектив, организует к ...
  • У огней рампы с Тебальди
    И тут Рената сделала одну вещь, которую я не должен был бы позволить: по окончании концерта, после многих вызовов она вытащила меня из-за кулис - откуда у женщины такая силища!- заставила кланяться вм ...
  • Индивидуальные занятия английским языком - цель или средство?
    Как мы относимся к изучению иностранного языка? Принимаясь за штудирование самоучителя или давая в Интернете объявление «ищу учителя английского языка», мы ставим перед собой цель...
  • Маленькие дети все слышат
    Следите за тем, что вы говорите в присутствии ваших крохотных детей. Такой совет дает ученый-исследователь из университета Джона Хопкинса, который утверждает, что малыши всего восьми месяцев от роду с ...
  • СТРЕЛЕР ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ «МАСТЕРСКУЮ 45»
    Одни идут в «Ямайку», другие - в бар синьоры Титты, на другой стороне той же улицы; там преобладают актеры и режиссеры.
  • Физкультура
    И важно, чтобы это выражалось профессиональной цельностью произведения. Изобразительных концепций очень много. И каждая из них обладает специфической формой выражения: рисунок, офорт, гравюры, живопис ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru