Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Каким образом азиатские учителя эффективно обучают математике и естественным наукам

Учительница входит в класс с большим бумажным пакетом, наполненным позвякивающими стеклянными предметами. Она начинает доставать предметы из пакета, располагая их один за другим на столе. Среди предметов оказываются кувшин и ваза. Пивная бутылка вызывает смех и удивление. Вскоре на столе учительницы располагаются шесть стеклянных емкостей. Учительница задает вопрос, внимательно рассматривая емкости: «Интересно, какой сосуд вместил бы больше всего воды?..» Учительница просит нескольких учеников высказать свои предположения: «Кувшин... чайник». После этого она отходит в сторону и произносит: «Кто- то назвал одну емкость, кто-то совсем другую. Как же мы узнаем, кто прав?».
Ученики согласовывают способ, с помощью которого можно проверить, какой из контейнеров вместит больше всего воды, после чего урок продолжается. На таких уроках учащиеся часто разделяются на маленькие группы, каждой группе предлагается решение части проблемы. Эти маленькие группы затем сообщают о решении всему классу. В конце урока учитель освещает исходную проблему и то, чему научились учащиеся. В данном случае дети узнали не только об измерении, но также о процессе проверки гипотезы.
В классах Соединенных Штатов, напротив, учителя редко тратят 30 или 60 минут на рассмотрение только одной темы на уроке математики или естественных наук. Чаще всего можно наблюдать картину, когда учителя'в течение урока математики или естествознания переходят от одной темы к другой. Они могут сделать короткое сообщение о сложении, затем рассказать об измерении и определении времени, после чего перейти снова к сложению. Азиатские учителя меняют виды активности того, чтобы внести разнообразие, например чередуют лекционную часть урока с работой в малых группах; учителя в Соединенных Штатах чередуют темы для достижения той же самой задачи.
Стиглер и Стивенсон также обнаружили поразительные различия в количестве времени, которое учителя действительно тратят на проведение занятий со всем классом. По их наблюдениям, в Соединенных Штатах групповые занятия составили только 49% времени; в то время как в Японии этот показатель равен 74%, а в Тайване — 91%.
Стиглер и Стивенсон подчеркивают, что азиатский способ обучения не является чем-то новым для западных учителей. Педагоги Соединенных Штатов часто рекомендуют практиковать именно такие техники. «Примеры проведения занятий в Японии и Китае убедительно показывают, что при условии широкого применения они могут привести к удивительным результатам».
Действительно, Стернберг считал, что в некоторых субкультурах чернокожих уделяется особое внимание именно практическому интеллекту.
Сходным образом Гарольд Стивенсон и другие полагали, что различия между детьми азиатского происхождения и белыми американцами в результатах по математическим тестам достижений связаны не с генетическими различиями в способностях, но с культуральными различиями в значимости академической успеваемости, количестве времени, затраченном на выполнение домашних заданий, и качестве преподавания математики в школах — влияние этих факторов я изложила ниже в тексте «Культуры и контексты».
Хотя мы могли бы объяснить расовые различия в показателях IQ или тестов достижений, обратившись к понятию диапазона реакции, угрозы стереотипов или к культурным и субкультурным вариациям, разнообразие объяснений не устранит этих различий и не сделает их тривиальными. Но это может поставить экспериментальные данные на менее взрывоопасную основу.

Последние новости

Случайные новости

 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru