Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Когнитивное развитие в подростковом возрасте

Множество аналогичных парадоксов возникает в процессе исследования мышления подростков, чей возраст, по мнению Пиаже, характеризуется самыми сложными формами мышления, появлением формальных операций.
Формальные операции, которые, как полагал Пиаже, довольно быстро формируются на возрастном промежутке между 12 и 16 годами, состоят из нескольких ключевых аспектов.

От реального к возможному. Первый этап этого процесса заключается в том, что ребенок распространяет свои способности к конкретному мышлению на те объекты и ситуации, которые он не видел или не переживал, а также на те, которые он не может видеть или непосредственно ими манипулировать. Вместо размышления только о реальных объектах и событиях, что характерно для младших детей, подросток начинает думать о возможных событиях. Ребенок дошкольного возраста играет в «одевание» с реальной одеждой. Подросток думает о возможностях и выборе, представляя себя в различных ролях, например посещающим колледж или не посещающим, находящимся в браке или нет, имеющим детей или нет. Он способен вообразить, какие последствия в будущем будут иметь те действия, которые он может совершить сейчас, так что становится возможным долговременное планирование.
Решение системных задач. Другой важной чертой формальных операций является способность системно и методично искать решение проблемы. Для изучения этой особенности Пиаже и его коллега Барбель Инхельдер предлагали подросткам сложные задачи, взятые в основном из области физики. В одной из этих задач испытуемым предлагали струны различной длины и набор предметов разного веса, которые можно было привязать к струнам и сделать качающийся маятник. Подросткам показывали, каким образом запустить маятник, приложив к предмету разную силу и удерживая его на различной высоте. Задачей испытуемого было определить, что именно — длина струны, комбинация длины струны и веса объекта, прикладываемая сила или высота движения — определяет «период» маятника, т. е. продолжительность времени одного колебания.
Если вы предложите эту задачу ребенку на стадии конкретных операций, он перепробует несколько различных комбинаций длины, веса, силы и высоты неэффективным способом. Он может испытать тяжелый предмет на длинной струне и затем легкий предмет на короткой струне. Поскольку ребенок меняет одновременно длину струны и вес объекта в этих двух испытаниях, он не может прийти к четкому выводу о влиянии каждого из факторов.
Подросток же, использующий формальные операции, вероятно, действует более организованно, варьируя только один из четырех факторов за один раз. Он может привязать тяжелый объект к короткой струне, затем к струне средней длины, затем к длинной. После этого он может испытать легкий объект с тремя длинами струн. Конечно, не все подростки действуют настолько методично. Все же отмечается существенная разница в общей стратегии, применяемой 10- и 15-летними детьми, что подчеркивает переход от конкретных операций к формальным.

Последние новости

Случайные новости

  • АНАНИЯ НАРЕКАЦИ
    Одним из первых деятелей армянской культуры, в педагогической деятельности и творчестве которого после полуторавекового спада явственно проявилось светское начало был Анания Нарекаци — известный педаг ...
  • Значение своевременного развития самостоятельности у ребенка
    Понимая значение своевременного развития самостоятельности для самого ребенка, вы должны заботиться не столько о том, как научить малыша решать разные сложные задачи, сколько о том, чтобы научить ребе ...
  • Письмо Саути из Италии
    Я мог бы ответить Вам по-другому, но Бог свидетель, — если подобное существо сейчас слышит нас с Вами, — и я берусь повторить это пред его лицом, если мы предстанем перед ним после смерти, как Вы, вер ...
  • Выраженная черта
    Возможно, с Лори обращались именно так, но я в этом сомневаюсь. У нас нет оснований предполагать, что няня имела такое мощное влияние на Лори, что ей пришлось подавлять ее эмоции и, таким образом, вза ...
  • Тренажеры для поддержания здорового образа жизни.
    В современном обществе не каждый человек может себе позволить регулярно посещать тренажерный зал или совершать пробежки.
  • Нормальные дети
    О нормальных детей и подростков, но очень скоро эта работа приобрела самостоятельное значение. Выяснилось, что в самой среде нормальных детей существуют огромные различия а О, которые давали почву для ...
  • Как источник бесперебойного питания помогает укрепить здоровье
    Действительно, если рассматривать источник бесперебойного питания в качестве технического защитного барьера от резких скачков напряжения, то довольно сложно представить себе подобный гаджет в спортивн ...
  • Знакомство с Гуальтьеро Тумиати
    А тут вдруг Тумиати сам с ним заговорил, сделал деловое предложение - стать его ассистентом в Академии драматического искусства, где ему предстояло возглавить кафедру актерского мастерства.
  • Путешествие по Германии
    Прежде чем ложиться, Ш[елли] условился с лодочником, чтобы нас отвезли в Майнц; и наутро, простясь со Швейцарией, мы сели в лодку, груженную товарами, но зато без пассажиров, которые могли нарушить на ...
  • Строгий лаконизм
    Разного цвета плоскости волос и лица очерчены угловатыми геометрическими контурами, в то время как рот, глаза намечены гибкими штрихами, в которых при всем их схематизме так остро запечатлены веселый ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru