Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Работники профтехучилищ

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы позволит полнее связать учебную и воспитательную работу в школе с производством, превратит труд в школе из эпи- ^дического в систематический, из второстепенного предмета — в один из основных. Реформа направлена на усиление трудового воспитания молодежи, призвана дополнить всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным и обеспечить переход к нему. Поставлена задача, чтобы все молодые люди, в том числе выпускники общеобразовательных школ, еще до начала своей трудовой деятельности овладели определенной профессией. Это не только позволит улучшить дело подготовки кадров для народного хозяйства, но и будет способствовать выработке у молодых людей осознанной потребности в труде, поможет им вернее выбирать свой жизненный путь.
В недалеком прошлом считалось, что в жизни нет более правильного пути, как поступление после окончания школы в институт. Поэтому молодежь, стремясь поступить в вуз, не готовила себя к работе на производстве. Свободного, сознательного выбора профессии у этой части молодежи практически не было, так как о профессиях они имели смутное представление. Учащиеся не понимали, что, сознательно выбирая в школе рабочую профессию, по своим способностям и склонностям, они тем самым гарантировали бы себя от ошибки в выборе жизненного пути. Кроме того, овладение рабочей профессией помогло бы им в дальнейшем овладеть и инженерной специальностью.
При выборе профессии молодежь нередко руководствуется случайными мотивами и будущую свою специальность выбирает «за компанию». Нередко выбор профессии определяется модой на нее или желанием родителей. Вопросам же профессиональной ориентации — ознакомлению учащихся с профессиями, пробуждению и воспитанию у них профессиональных интересов — во многих случаях не придается нужного значения.
Многие школы, училища и предприятия ограничиваются в основном проведением массовых мероприятий, предшествующих набору учащихся в училища или на завод, недостаточно занимаются изучением психофизиологических особенностей учащихся, процессами их роста, формирования способностей и интересов. Профориентационная работа часто строится без учета интересов, запросов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, без достаточного знания условий их жизни в семье.
Работники профтехучилищ и ОТО предприятий, возлагая большие надежды на случайные посещения близлежащих школ, не информируют своевременно их педагогические коллективы о содержании профессий, не проводят целенаправленной работы по оказанию учащимся школ помощи в их выборе, по заблаговременному ознакомлению молодежи с различными профессиями. Все это приводит к профессиональному самоопределению молодежи, не свободному от ошибок.
Учитывая возрастающую потребность массовой подготовки н распределения рабочих кадров, необходимо создать в стране единую государственную систему профессиональной ориентации молодежи. Служба профориентации должна учитывать, с одной стороны, реальную потребность в рабочих определенных профессий на предприятиях данного города или района, а с другой — перспективы развития предприятий города (района) с тем, чтобы выяснить, какие отрасли промышленности данного района будут особенно нуждаться в ближайшем будущем в квалифицированных рабочих кадрах определенных профессий и специальностей.
Задача профориентации
Показать те изменения, которые происходят в профессиональном составе рабочих под влиянием новой техники, рассказать не только о существующих профессиях, но и о тех изменениях, которые они претерпят в условиях комплексно-механизированного и автоматизированного производства, какие требования эти новые профессии предъявят к квалифицированному рабочему, какими качествами он должен обладать для высокопроизводительной работы на данном предприятии.
В этих условиях профориентационная работа с учащимися должна расширять их сведения о профессиях данного производства, способствовать более глубокому пониманию ими своей будущей деятельности. Важно не навязывать учащимся готовые решения при выборе профессии, а постоянно, шаг за шагом, пополнять их знания о профессиях. Чем более обширные сведения учащиеся будут иметь о профессиях, тем пра^ вильнее будет их выбор. И если, к тому же, учащийся будет хорошо осведомлен о перспективах своей профессии, он будет стремиться к совершенствованию знаний по избранной профессии. Нередко ученик, получивший какую-то профессию, придя на производство, начинает выбирать профессию заново. Видимо, настало время ориентировать учеников на выбор не одной, а группы профессий, так как современному производству нужны рабочие широкого профиля, т. е. в совершенстве овладевшие несколькими смежными профессиями.
Следует отметить, что работа по профориентации еще не считается законченной в тот момент, когда в соответствии с заключением профконсультанта подросток направляется в то или иное училище или на предприятие. Эта работа должна быть продолжена как в училище, так и на предприятии и может закончиться лишь тогда, когда у того или иного ученика будут выработаны устойчивые интересы.
Для того чтобы правильно осуществлять профессиональную консультацию, давать советы по выбору профессии, необходимо не только устранить отмеченные недостатки, но и решить ряд задач. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего работу по профориентации следует рассматривать как органическую часть всей учебно-воспитательной работы, связанной с процессом формирования личности, поэтому начинать ее надо с первых лет обучения ребенка в средней школе. Только при таком условии у учащихся может появиться устойчивый интерес к профессии, который в дальнейшем должен быть развит и закреплен.
Содержание и методы профессиональной работы в школе должны определяться возрастными особенностями детей, их жизненным опытом, накоплением знаний, ростом интересов и способностей, т. е. всесторонним развитием учащихся. В результате у подростков формируется профессиональная направленность на определенную область труда, растет самосознание в выборе профессии. Профконсультант должен предостеречь учащихся от переоценки одних и недооценки других профессий; его задача — изучать устойчивость, динамику профессиональных интересов учащихся. Эта сторона работы по профориентации имеет громадное значение, так как преподавателю нередко приходится проводить работу, связанную с перестройкой профессиональной устремленности подростка, если она находится в противоречии с его личными данными, противопоказана его здоровью.
На всех этапах обучения преподаватель должен изучать склонности учащихся, направлять их интересы, учить их оценивать свои способности, организовывать работу по самовоспитанию. Тем самым он поможет ученикам определить свой будущий трудовой путь и избежать случайного и необдуманного выбора профессии.
Для всестороннего изучения интересов и склонностей учащихся целесообразно использовать специальные карточки учета направленности интересов. В карточках содержится ряд вопросов. Ответы на них позволяют преподавателю установить, какие виды занятий больше интересуют учащихся, а какие меньше. Карточки помогают преподавателю лучше узнать ученика, а ученику серьезно задуматься над определением своих интересов и профессиональных намерений. С помощью карточек преподаватель может выявить тенденции развития интересов ученика с переходом из класса в класс или на производство.
Таким образом, содержание карточек может быть использовано для составления педагогической характеристики и рекомендаций о трудовом пути ученика, для определения его профессиональной способности и пригодности к тому или иному виду трудовой деятельности. Конечно, профессиональные способности развиваются в процессе трудовой деятельности. Однако, если профессия выбрана по душе, способности раскрываются и развиваются быстрее, у человека проявляется большая готовность овладеть смежными профессиями.
Как было отмечено, профориентацию в школе надо начинать как можно раньше. Но особенно важное значение имеет профориентация в старших классах, поскольку именно в этот период проблема выбора профессии становится наиболее острой. Старшеклассник должен твердо помнить, что только при самом активном его участии в поисках профессии можно найти такую работу, которая принесет ему глубокое личное удовлетворение и большую пользу обществу.
Роль учителя в выборе профессии велика. Именно учитель в школе может и должен дать ученикам правильный совет. Не секрет, что порой рассказы преподавателей о профессиях бедны и не раскрывают содержания труда рабочих на современном производстве. Нередко преподаватели не знают о существовании многих профессий, их представления о содержании и перспективах различных профессий неясны и расплывчаты, в результате ученики получают неверное представление о производстве.

Последние новости

Случайные новости

  • 5 советов для новичков, делающих ставки на спорт
    Удовольствие от просмотра спортивных матчей получает практически любой зритель. Но азартный человек, поставивший на результат состязания деньги, получает от игрового процесса ни с чем несравнимое удов ...
  • Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте
    В наше время требования к подрастающему поколению постоянно растут.
  • Для близнецов
    В том же Камеруне им дают имена, определяющие их семейный статус. Если родились девочки — их назовут Ленви и Бенви; если мальчики — Кунви и Фунви. Если близнецы разнополые — каждый получает одно из пр ...
  • Продажа доли фирмы.
    Процедура регистрации ООО может затянуться на длительное время, в частности в связи со сбором и подготовкой многочисленных документов, выездом и подачей таких документов в государственные органы и т ...
  • Письмо Вильяму Годвину от Кэтрин Ньюджент
    Харриет поправляется от перемежающейся лихорадки, вызванной нашими утомительными странствиями. Я за нее немало тревожился, но не сомневаюсь, что скоро она сможет поблагодарить Вас за любезное письмо и ...
  • Неопытные люди
    Здесь принимают снотворные, болеутоляющие, успокаивающие, тонизирующие. Как ни малы дозы, но они при систематическом употреблении действуют разрушительно.
  • Танец куклой
    Должен отметить, что некоторые приемы в работе с кукловодами при всей их наивности являются для нас обязательными.
  • Бесплатная доставка суши от Маки-Маки
    За окном — снег, холод и гололедица. Мы спешим на работу или учебу, скользим, падаем, спешим за вечно ускользающими троллейбусами и маршрутками, едем в переполненном метро...
  • При заболеваниях желудка
    Изжога — ощущение жжения или жара за грудиной или в надчревной области — возникает чаще всего при недостаточности кардиального сфинктера, в результате чего желудочное содержимое забрасывается в пищево ...
  • Исследование роли семьи в развитии зависимости от психоактивных средств.
    Целью нашего исследования явился анализ роли семьи в развитии зависимости от психоактивных средств и разработка программы психотерапевтической работы в рамках профилактики зависимости от ПАС.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru