Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Зависть — чувство низкое, угнетающее

Болезненное, она отравляет наши отношения и заставляет нас молча страдать. Завистник счастлив, видя, что другой страдает, что ему не повезло, что он потерпел неудачу. И наоборот, он несчастлив, когда другой доволен, когда ему все удается. Поэтому зависть — антипод любви.
Любовь желает другому счастья, зависть — несчастья. Зависть — одна из форм проявления злобы, агрессивности, желания навредить, заставить страдать. В повседневной жизни зависть подстерегает нас повсюду, даже в отношениях между родителями и детьми. Общеизвестны случаи зависти между братьями и сестрами. Они соперничают буквально во всем: им нужны одни и те же объекты любви, одни и те же поощрения. Поэтому можно утверждать, что им свойственна глубокая амбивалентность.
У влюбленных зависти не бывает. Они могут испытывать ненависть, досаду, желание отомстить любимому человеку за то, что он не отвечает взаимностью, но не зависть. Влюбленные живут слишком необычной жизнью. Каждый в глазах другого — или божественное создание, или демон, а демонам и богам завидовать нельзя. Зависть — это чувство равных. Рене Жирар справедливо критикует теорию Эмиля Дюркгейма, согласно которой общественная солидарность в первобытном обществе возникла потому, что члены этого общества были равны между собой, у них были одни и те же ценности, одни и те же желания. В подобных ситуациях, замечает Жирар, зависть достигает апогея. Для первобытного общества в зависти заключается самая большая опасность. Зависть приводит к тому, что внутри этого общества начинается война каждого против всех, которая становится возможной только потому, что все члены общества испытывают одни и те же желания1. Поэтому первобытное общество стремилось к дифференциации путем создания различного рода ритуальных ограничений и табу. Оно испытывало ужас перед всем, что могло быть воспринято как символ одинаковости, перед всем, что говорило об исчезновении различий. Например, перед близнецами, особенно если они похожи. Или перед кровосмешением, стирающим границы между единокровными родственниками, между родителями и детьми. Современное же общество превозносит равенство. И оно может его восхвалять, ибо общественное разделение труда и профессиональная специализация являются гарантией социальной дифференциации. Тем не менее даже в этом обществе подражательная зависть всегда готова вспыхнуть там, где действительно все равны. Один из способов противостоять зависти — создание групповой солидарности, направленной против общего врага, благодаря чему агрессивность находит выход за пределами труппы.
Дружба, безусловно, является исключением: это тот вид отношений, который не подвержен подражательной зависти. Друзья равны между собой. У них много общего, чаще всего им бывают дороги одни и те же ценности. Каждый учится у другого, как ему поступать и чего следует желать. Единственный опыт, который мы всерьез воспринимаем,— это опыт друга. И несмотря на все это, друзья не завидуют друг другу. Почему же при такой глубокой идентификации нет зависти? Как объясняется этот очевидный парадокс?

Последние новости

Случайные новости

  • Первые годы
    Считается, что существует по крайней мере два вида проблем DAMP/ADHD, когда речь идет о ранних симптомах. Дети одной группы ведут себя спокойно в первый год жизни, но и ходить начинают немного «поздно ...
  • Оформление свадеб шарами с печатью любой сложности
    Оформление свадеб шарами с печатью - это замечательная возможность сделать ваш праздник уникальным, создать романтическую обстановку, окунуться в сказочное настроение.
  • На чем следует и не следует экономить при покупке кондиционера
    Каждый покупатель, расточительный или экономный, подходит к совершению крупной покупки серьезно. Можно сэкономить на качестве футболки или зонта, но когда речь заходит об оборудовании собственного жил ...
  • Почему именно друг получает право?
    Разве мы не хотим получить признание от тех, кто по своему положению должен оценивать нас? Ребенок жаждет похвалы учителя или родителей. Взрослый человек тоже постоянно сталкивается с людьми, которые ...
  • Слова-действия
    1. Знакомство со словами-действиями на основе реальных действий. Старайтесь как можно чаще использовать в речи глаголы, сопровождая свои слова непосредственным действием и/или жестом: «упал», «вставай ...
  • Большевистский Вукмузком
    Позавчера или даже вчера временно поручено это место Домбровскому, помощнику бывшего заведующего. В институте Лысенко и в консерватории объявлены летние курсы, причем преподаватели обязались провести ...
  • Не можете решить что подарить супруге
    Скоро свадьба у коллеги? Или же другое важное событие? Быть может, собираетесь на встречу к давнему знакомому, которого не видели много лет? Хороший подарок необходим будет в любом случае. Это даже не ...
  • Послешкольный период
    Начиная с шестого учебного года дети в состоянии давать определения полуабстрактных понятий—например, таких, которые выражают политические, социальные и правовые отношения, как закон, союз, порядок, п ...
  • Формы устройства детей–сирот и детей без попечения родителей
    Данная статья содержит формы устройства детей–сирот и детей без попечения родителей
  • Выбираем камин для дома
    Самый доступный вариант для установки – это, несомненно, электрический камин. По принципу работы такое устройство представляет собой конвекторный калорифер с мощностью до двух киловатт.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru