Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Проблема адаптации-дезадаптации с позиций психологии личности

У депривированной молодежи наблюдается нарушение процесса социального и профессионального самоопределения, что выражается в трудностях определения своего места в социальной и профессиональной группах. Здесь важным является развитие социального интеллекта - способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных жизненных ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии (результаты работы Е. Ю. Сальниковой, выполненной под руководством И. В. Ярославцевой, 2002). В результате малого опыта социального поведения (узкого поля социального поведения) депривированные подростки 14-16 лет проявляют низкие уровни способностей в познании результатов поведения, невербального развития, речевой экспрессии и способностей распознания структуры межличностных отношений. При этом, чем шире круг интересов и общения детей, тем выше уровень развития социального интеллекта. Депривированные подростки 102
испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, это, в свою очередь, усложняет взаимоотношения и снижает возможности адаптации в обществе.
В связи с признанием научной общественностью факта влияния на процесс принятия решений и поведение человека в настоящем его прошлого опыта и планов на будущее, сегодня актуальной является проблема временной перспективы личности, понимаемой исследователями как динамический взгляд субъекта на его будущее, прошлое (К. Левин, Е. И. Головаха,
Самое важное сегодня - помочь человеку обрести себя как личность.
Сегодня понятие «адаптация» используется широко и отличается всеобщностью, поскольку человек как биосоциальная система взаимодействует не только с природой, представителем которой выступает, но и с подобным себе окружением. Биосоциальной сущностью человека определяется формирование нового адаптационного механизма в виде культурной, творческой, учебной и трудовой деятельности, в которой социальная природа человека отражается и опредмечивается. Общаясь и действуя, человек достигает гармонии с собой и внешним миром, другими словами, адаптируется. Или не гармонизируется, в результате чего дезорганизуются взаимоотношения с окружающими людьми, полезная деятельность и социальное поведение. А это означает, что процесс адаптации не состоялся как социальное явление.
Понятие «адаптация» в социальном контексте, т. е. социальная адаптация, подразумевает способность человека изменять свое поведение в зависимости от социальных условий и отражает сложность и противоречивость процесса социализации человека. Основу процесса социализации составляют развитие социального опыта человека, сформированность механизмов саморегуляции организма, социокультурная направленность общества и др. Благодаря социальной приспособляемости обогащается социальная сущность человека и природная действительность.

Последние новости

Случайные новости

 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru