Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Зачем Дуэк провела исследование?

Просто она хотела ответить на вопрос, почему одни люди опускают руки, если сталкиваются с якобы непреодолимой трудностью, а другие пробуют новые подходы и умножают свои усилия. Она обнаружила, что принципиальная разница между первыми и вторыми заключается в том, какими причинами люди объясняют свою неудачу. Пасует перед трудностями тот, кто объясняет провал собственной неспособностью: «Мне ума не хватает». А тот, кто видит причины неудачи в недостаточных усилиях или неэффективной стратегии действий, наоборот, вгрызается в проблему глубже и пробует решить ее разными путями.
Дуэк заметила, что одни ставят перед собой цели, ориентированные на демонстрацию, а другие — цели, ориентированные на обучение. В первом случае вы трудитесь ради того, чтобы убедиться в своих спо собностях. Во втором — чтобы приобрести новые знания или навыки. Люди, ставящие перед собой цели, ориентированные на демонстрацию, неосознанно ограничивают собственный потенциал. Если ваша истинная цель — удостовериться в своих дарованиях или продемонстрировать их, то вы будете выбирать лишь те задачи, с которыми наверняка справитесь. Вам ведь хочется выглядеть умным? Значит, вы будете постоянно повторять то, что вам хорошо удается. Если же вы стремитесь развивать свои способности, то будете поднимать планку выше, а в неудачных попытках видеть источник ценной информации. Ведь неудачи заставляют нас точнее сфокусировать усилия, творчески подходить к делу и больше трудиться. «Если вам хочется вновь и вновь что-то демонстрировать, значит, вы воспринимаете “способность” как нечто неизменное и заданное, а вот если вы стремитесь развить способность — значит, видите в ней некое динамичное и изменяемое качество», — говорит Дуэк. Цели, ориентированные на обучение и на демонстрацию, инициируют совершенно разные последовательности мыслей и действий17.
Как это ни парадоксально, но направленность на демонстрацию становится ловушкой для некоторых звезд спорта. Постоянно слушая, как все вокруг нахваливают их «природные данные», эти спортсмены проникаются убеждением, что их блестящие результаты — это следствие лишь врожденных дарований. А раз это дано от природы, значит, незачем и выкладываться. Многие спортсмены из-за этого просто перестают тренироваться как следует: ведь необходимость в тренировках можно расценить как публичное признание того, что их природные данные недостаточны для побед. А эти люди боятся уронить свое реноме. Сосредоточение на результате, а не на развитии заставляет многих из нас избегать риска или тех ситуаций, когда надо хорошенько потрудиться ради очень важного достижения.
Дуэк исследовала и влияние похвалы — то, как она формирует реакции человека на трудности. Приведем пример. Ученикам 5-го класса задали собирать пазлы. Часть детей, справившихся с заданием, похвалили за ум, других — за то, что они хорошо потрудились. Затем каждому предложили выбрать еще один пазл, той же сложности или более трудный. При этом детей предупреждали, что стараться им придется больше, но это принесет им пользу. Большинство из школьников, которых похвалили за ум, выбрали простую головоломку. 90% тех, кого похвалили за старание, предпочли сложную.

Последние новости

Случайные новости

  • Всё о подготовке к вузу
    Как правило, подготовка для поступления в вуз может осуществляться несколькими способами, и самый распространённый – это поступление в лицей при вузе, однако нередким случаем является осуществление по ...
  • Как работает частный мастер по ремонту ванных комнат
    Прежде ремонт ванной можно было сделать своими силами. Тогда от исполнителя не требовалось особых профессиональных умений.
  • Обучение Федорова
    Учился Федоров неважно, но в нем был какой-то скрытый потенциал: он рисовал чернилами превосходные миниатюры со сражающимися крестоносцами, рыцарями, пиратами. Рассматривание картинок скрашивало скуко ...
  • Понимание физико-технических соотношений
    Относящиеся сюда тесты служили до настоящего времени исключительно одной специальной задаче, а именно определению пригодности к техническим профессиям; но, быть может, следует рекомендовать включение ...
  • Впадая в панику
    Единственный способ неуклонно проводить в жизнь стратегию безопасного бездействия — избегнуть побуждения к этому самому действию. Любая стимуляция извне может спровоцировать то или иное действие, вот ...
  • Вторая ступень высшего образования
    Подобная последовательность изучаемых учебных дисциплин отнюдь не случайна, ибо обусловлена с одной стороны особенностями предметного поля указанных дисциплин, с другой — особенностями человеческого м ...
  • Около четырех лет ребенок становится неутомимым в своих вопросах
    Каждый из вас, конечно, замечал, что где-то около четырех лет ребенок становится неутомимым в своих вопросах. Сначала: «Что это?», а несколько позднее «Почему?».
  • Как подготовиться к ЕГЭ по математике
    Постепенно ЕГЭ для старших классов становятся весьма привычной формой проверки знаний. Но особенно большой ужас у школьников вызывает ЕГЭ по математике. Если в других предметах можно хотя бы порассужд ...
  • Аутосомно-рецессивная наследственность у детей
    Аутосомно-рецессивные наследственные заболевания появляются у людей, унаследовавших мутации от обоих родителей. Обычно у каждого родителя мутация касается только одного аллеля. В таком случае говорят, ...
  • Набор медных прутков
    Поэтому поясним на словах, что слесарь, шорник, смазчик, как и кладовая сменных деталей, подчинены цеховому механику; кладовая материалов и заготовок пополняется отделом снабжения завода обычно с обще ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru