Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Вопрос о том, можно ли увеличить IQ

Сталкивается с противодействием и становится предметом бесчисленных исследований, что свидетельствует о громадной инерции научного мышления. В этой связи очень ценен один исчерпывающий обзор исследований, опубликованный в 2013 г. Помимо прочего, эти исследования изучали повышение интеллекта детей младшего возраста — поскольку авторы задали строгие критерии отбора материала для своего анализа. Достоверные результаты можно получить лишь на выборке населения в целом, а не каких-то искусственно выделенных групп. Исследование должно быть рандомным, отвечать критериям научного эксперимента, носить пролонгированный методичный характер, так что одного короткого вмешательства или элементарного тестирования недостаточно. Наконец, должны использоваться повсеместно принятые стандартизованные параметры интеллекта. Авторы обзора уделили основное внимание экспериментам с участием детей от предродового периода до пятилетнего возраста. Исследования, вписавшиеся в установленные ими критерии, охватили 37 ООО испытуемых.
Каковы результаты? Питание влияет на IQ. Если рацион беременных, кормящих женщин и младенцев обогащен продуктами — источниками жирных кислот, это приводит к повышению IQ детей во всех социальных группах на 3,5-6,5 балла. Некоторые жирные кислоты представляют собой «строительный материал» для нервных клеток, которые наш организм не может производить самостоятельно. Так что полученные учеными результаты можно объяснить так: поступление этих кислот в организм извне обеспечивает формирование новых синапсов. Считается, что другие микроэлементы и витамины (скажем, железо и витамины группы В) тоже повышают IQ — но эти данные требуют дополнительной проверки, прежде чем выводы можно будет счесть окончательными.
Что касается влияния социальной среды, авторы обнаружили следующее. Участие детей из бедных семей в программах раннего обучения увеличивает их IQ более чем на 4 балла. Более чем на 7 баллов IQ увеличивается, если обучение ведется в учебных центрах, а не дома, где нет последовательного воздействия развивающих стимулов. (Под ранним обучением понимается насыщение окружающей среды ребенка развивающими стимулами. А также структурированные занятия с ребенком перед его поступлением в детский сад.) Дети из благополучных семей, имеющие все эти стимулы дома, возможно, не получат столь очевидного выигрыша от раннего участия в образовательных программах. Кроме того, не было обнаружено ни одного свидетельства в пользу очень популярного утверждения — будто чем раньше начать заниматься с детьми по развивающим программам, тем лучше. Полученные данные свидетельствуют о справедливости точки зрения Джона Брюэра: не надо относиться к первым годам жизни человека как к уникальному окну развития, которое скоро захлопнется.
Повышение IQ было зафиксировано в различных областях когнитивного развития. Если матерям из бедных семей давали средства на учебные пособия, книги и пазлы для детей, если им объясняли, как учить ребенка говорить и узнавать предметы в доме, то у детей повышался IQ. Матерям трехлетних детей из бедных семей объяснили, как полезно часто и подолгу разговаривать с малышами, задавать им вопросы, требующие развернутого ответа, — и IQ этих детей также вырос. Способствует повышению интеллекта и чтение с ребенком в возрасте четырех лет и младше, особенно если родители вовлекают ребенка в активное участие в этом процессе. Чтение ребенку старше четырех лет уже не приводит к повышению IQ, но по-прежнему способствует развитию его речи. Посещение детских дошкольных учреждений увеличивает IQ более чем на 4 балла, а если там преподают иностранный язык, — то на более 7 баллов. Как мы уже говорили, нет свидетельств того, что раннее обучение, занятия в детском саду или на курсах иностранного языка повышают IQ детей из благополучных семей: ведь они и так уже обладают необходимыми преимуществами интенсивной развивающей среды13.

Последние новости

Случайные новости

  • Отеки кожи
    В норме волдырь рассасывается у детей в возрасте до 1 года — 30 мин, от 1 года до 5 лет — 35 мин, от 5 до 14 лет — 50 мин, у более старших детей и взрослых — 1 ч. При определении времени рассасывания ...
  • Мышечная гипотония у новорожденных
    Возможна и общая гипотония на почве врожденной миатонии. У грудных детей общая гипотония наблюдается при рахите. В возрасте после 5—6 лет мышечная гипотония является постоянным сопутствующим признаком ...
  • Шуточный эффект
    «И лишь когда он нас случайно услышал в. 1904 году, кажется в Весели-на-Мораве, - продолжает Вах, - он был весьма изумлен и сразу же прислал мне интересное письмо и два хора - „Если знаешь\" и „Клекан ...
  • Мы еще вернемся к абитуриентам
    Но сначала скажем еще несколько слов об этом поразительно эффективном приеме, который построен на способности зрительных образов оживлять и конкретизировать отвлеченную информацию и протягивать к ней ...
  • Лекции и беседы по искусству.
    Народное искусство. Русские народные промыслы.
  • Мир политики
    Он не может похвастаться таким brio, как Франко Корелли или Марио Дель Монако, не превосходит актерским талантом Джона Викерса и легкостью Лаури-Вольпи.
  • Стимуляторы центральной нервной системы
    К группе стимуляторов центральной нервной системы относятся амфетамины, которые существуют в d- и 1-форме. Метилфенидат, пемолин, а также амфетаминпо- добные церебральные стимуляторы увеличивают актив ...
  • Как ухаживать за телескопом
    Телескоп – сложный оптический инструмент, предназначенный для наблюдения за космическими объектами. Если соблюдать правила эксплуатации телескопа, а также осуществлять за ним своевременный уход, то он ...
  • Улучшение формы носа
    Коррекция носа, как вы понимаете, бесспорно, есть действительно одним из сложнейших разделов всей пластической хирургии, который, в свою очередь, требует не только простого достижения желанных эсте ...
  • Письменная речь.
    Организуя ситуацию письменной речи, я предложила детям старшего дошкольного возраста тему «Моя семья».
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru