Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Структуротворчество

Итак, в том, как все мы учимся, есть различия. Но связаны они не теорией предпочитаемых стилей обучения, а с другими понятиями из когнитивной сферы. Одно из этих различий — уже упомянутая нами способность к тому, что психологи называют формированием структур. Или структуротворчеством. Это процесс, когда из нового материала выделяются основные идеи и складываются в согласованную ментальную схему. Иногда эти схемы называются ментальными моделями или ментальными картами. Способные к структуротворчеству люди лучше осваивают новый материал. А обделенным в этом отношении сложнее отвлечься от несущественной или конкурирующей информации. Из-за этого они пытаются обрабатывать слишком много понятий, чтобы построить из них жизнеспособную модель (всеобъемлющую структуру), которая станет фундаментом для дальнейшего обучения.
Теорию структуротворчества легче понять на примере игры с конструктором Lego. Допустим, вы посещаете обзорный курс по новому предмету. Открываете учебник, полный новых для вас идей, и пытаетесь выстроить из знаний, которые в нем содержатся, связную ментальную модель. Точно так же игра в Lego начинается с коробки, полной деталей, из которых вам предстоит построить город, изображенный на этой самой коробке. Вы высыпаете все детали и сортируете их на несколько кучек. Сначала выкладываете улицы и тротуары, ограничивающие периметр будущего города и определенные места в нем. Из оставшихся деталей вы возведете более крупные «постройки», поэтому вы так их и сортируете: из этой кучки получится жилой дом, из этих — школа, больница, стадион, магазин, пожарное депо. Такие элементы подобны основным идеям учебника, и каждый из них становится более определенным и выразительным по мере того, как разрозненные детали складываются в оформленный предмет. Вместе все основные идеи формируют целостную структуру вашего «города».
А теперь представим, что до вас с этим набором Lego играл младший брат и положил в коробку детали из другого набора. Натыкаясь на детали, которые не вписываются в вашу «концепцию», вы можете откладывать их в сторону как случайные. А можете использовать их как подструктуры своих основных построек — чтобы придать им глубину, объем и значимость: например, пристроить к дому крыльцо, патио и задний двор, а на улице установить фонарные столбы и деревья. Вы увлеченно оснащаете свой городок дополнительными деталями, несмотря на то что создатели набора Lego ничего такого не имели в виду. Способные к структуротворчеству люди умеют узнавать базовые понятия и их ключевые «строительные элементы». Они сортируют новую информацию, исходя из того, добавляет ли она нечто ценное к общей структуре и знанию или может быть отброшена за ненадобностью. А людям, к структуротворчеству не слишком способным, сложно выявить всеобъемлющую структуру и придерживаться ее. Им трудно ответить, какая информация в нее впишется, а на какую не надо тратить время. Формирование структур — это проявление своего рода осознанной и неосознанной дисциплины. Происходит это так: берем только то, что вписывается в целое, затем — то, что добавляет ему нюансов, возможностей и смыслов. А все то, что затемняет и перегружает целостность, отбрасываем.
Приведем более простой пример. Подруга хочет рассказать вам о случае, который произошел с четырехлетним сынишкой ее знакомых. Получается целая сага: сначала подруга подробно расписывает мать ребенка и рассказывает, как познакомились с ней в книжном клубе. После долгих перипетий она упоминает, что эта самая мать закупила целую машину навоза для своего сада, которую доставили утром в день рождения мальчика. Мать, кстати, прекрасный садовод, и ее баклажаны заняли первое место на ярмарке графства, о чем она давала интервью в утреннем эфире. А навоз ей привозит набожный вдовец, который разводит тяжеловозов и недавно женил сына... Ваша подруга не способна выделить основную мысль из бесконечной массы малозначимых сопутствующих обстоятельств, и для слушателя вся соль ее рассказа пропадает. Ведь любой рассказ — это структура.

Последние новости

Случайные новости

  • saiter.ru для веб-мастеров
    На сегодня, интернет-сегмент пользователей стремительно растет, поэтому не иметь своего электронного представительства считается очень плохим тоном. В эпоху, когда все решают секунды, очень важно соот ...
  • Занятие по логоритмике с детьми
    Пока дети находятся в отдельном помещении, где с ними проводится занятие по логоритмике или организована свободная игра, которую проводит педагог и/или тьютор, родители занимают места своих детей в кл ...
  • Способность к оптическому представлению и заметливость
    Задачи Рыбакова (геометрические фигуры требуется разложить так, чтобы из образовавшихся частей можно было бы составить другую фигуру) подверглись многократной проверке и расширению. В упрощенной форме ...
  • Где сделать МРТ
    МРТ – важнейшее обследование, к которому нужно отнестись со всей серьезностью. Вне зависимости от того, направляет ли на МРТ пациента врач или он решает пройти обследование самостоятельно, важным моме ...
  • Озонотерапия
    http://biomedlaser.ru/ozonoterapiya-tela?utm_source=mira&utm_medium=statya&utm_campaign=april – инъекции смеси кислорода и озона в минимальной концентрации. Процедура не требует анестезии, дли ...
  • Учитель может сравнивать ранговый ряд
    Класса с имеющимися в его распоряжении рядами по другим признакам: напр., по возрасту, по социальному положению, по школьным успехам. Стоит ли О. в прямом или обратном отношении к хронологическому воз ...
  • Досье на папу: Дуэйн Джонсон
    Дуэйн оставил ринг, чтобы попытать счастья в кино. Он снялся в фильмах «Мумия возвращается» и «Король скорпионов», сыграл главные роли в «Сокровище Амазонки», «Широко шагая», «Будь круче», «Судьба» и ...
  • Черты лица Каснны
    Картина «Лов семги на Белом море», написанная в Москве по новым материалам, как и первый вариант се, состояла из двух фигур - рыбака и рыбачки, которые привезли на берег семгу. Она выставлялась на мое ...
  • От Шелли Пикоку
    Дорогой Пикок! Мы ничего не получаем от Вас с середины апреля — т. е. после нашего отъезда из Англии получили всего одно письмо.
  • Учитель года США
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru