Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Структуротворчество

Итак, в том, как все мы учимся, есть различия. Но связаны они не теорией предпочитаемых стилей обучения, а с другими понятиями из когнитивной сферы. Одно из этих различий — уже упомянутая нами способность к тому, что психологи называют формированием структур. Или структуротворчеством. Это процесс, когда из нового материала выделяются основные идеи и складываются в согласованную ментальную схему. Иногда эти схемы называются ментальными моделями или ментальными картами. Способные к структуротворчеству люди лучше осваивают новый материал. А обделенным в этом отношении сложнее отвлечься от несущественной или конкурирующей информации. Из-за этого они пытаются обрабатывать слишком много понятий, чтобы построить из них жизнеспособную модель (всеобъемлющую структуру), которая станет фундаментом для дальнейшего обучения.
Теорию структуротворчества легче понять на примере игры с конструктором Lego. Допустим, вы посещаете обзорный курс по новому предмету. Открываете учебник, полный новых для вас идей, и пытаетесь выстроить из знаний, которые в нем содержатся, связную ментальную модель. Точно так же игра в Lego начинается с коробки, полной деталей, из которых вам предстоит построить город, изображенный на этой самой коробке. Вы высыпаете все детали и сортируете их на несколько кучек. Сначала выкладываете улицы и тротуары, ограничивающие периметр будущего города и определенные места в нем. Из оставшихся деталей вы возведете более крупные «постройки», поэтому вы так их и сортируете: из этой кучки получится жилой дом, из этих — школа, больница, стадион, магазин, пожарное депо. Такие элементы подобны основным идеям учебника, и каждый из них становится более определенным и выразительным по мере того, как разрозненные детали складываются в оформленный предмет. Вместе все основные идеи формируют целостную структуру вашего «города».
А теперь представим, что до вас с этим набором Lego играл младший брат и положил в коробку детали из другого набора. Натыкаясь на детали, которые не вписываются в вашу «концепцию», вы можете откладывать их в сторону как случайные. А можете использовать их как подструктуры своих основных построек — чтобы придать им глубину, объем и значимость: например, пристроить к дому крыльцо, патио и задний двор, а на улице установить фонарные столбы и деревья. Вы увлеченно оснащаете свой городок дополнительными деталями, несмотря на то что создатели набора Lego ничего такого не имели в виду. Способные к структуротворчеству люди умеют узнавать базовые понятия и их ключевые «строительные элементы». Они сортируют новую информацию, исходя из того, добавляет ли она нечто ценное к общей структуре и знанию или может быть отброшена за ненадобностью. А людям, к структуротворчеству не слишком способным, сложно выявить всеобъемлющую структуру и придерживаться ее. Им трудно ответить, какая информация в нее впишется, а на какую не надо тратить время. Формирование структур — это проявление своего рода осознанной и неосознанной дисциплины. Происходит это так: берем только то, что вписывается в целое, затем — то, что добавляет ему нюансов, возможностей и смыслов. А все то, что затемняет и перегружает целостность, отбрасываем.
Приведем более простой пример. Подруга хочет рассказать вам о случае, который произошел с четырехлетним сынишкой ее знакомых. Получается целая сага: сначала подруга подробно расписывает мать ребенка и рассказывает, как познакомились с ней в книжном клубе. После долгих перипетий она упоминает, что эта самая мать закупила целую машину навоза для своего сада, которую доставили утром в день рождения мальчика. Мать, кстати, прекрасный садовод, и ее баклажаны заняли первое место на ярмарке графства, о чем она давала интервью в утреннем эфире. А навоз ей привозит набожный вдовец, который разводит тяжеловозов и недавно женил сына... Ваша подруга не способна выделить основную мысль из бесконечной массы малозначимых сопутствующих обстоятельств, и для слушателя вся соль ее рассказа пропадает. Ведь любой рассказ — это структура.

Последние новости

Случайные новости

  • Социальная активность детей.
    В связи с чувством \"взрослости\" подросток переходит с \"детских\" норм и оценок на \"взрослые\", у него появляется специфическая социальная активность, направленная на усвоение норм поведения.
  • Есть ли дальнейшие, косвенные выигрыши от регулярного тестирования?
    Такой учебный процесс не только дает более прочные и устойчивые знания, но и увеличивает посещаемость занятий. Учащиеся больше готовятся к занятиям (поскольку знают, что их ждет проверочная работа), в ...
  • О результатах
    Если с точки зрения содержания имеется налицо много совпадений в работе детей городских и деревенских, то все же всегда остается значительный процент специфических решений той и другой группы. У дерев ...
  • Большое значение работы
    «Макс и Мориц», признанный лучшей постановкой театра, показавшей рост артистов-кукольников, рост режиссера , интересен еще и тем, что на его основе Деммени снял фильм, явившийся первым советским игров ...
  • Срочно нужен диплом на заказ! или Основные критерии выбора студенческого сервиса
    Сегодня диплом на заказ предлагают не только специалисты, но и многие \"околонаучные\" компании. Поэтому, делая заказ диплома, следует быть предельно внимательным.
  • СОЗДАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ УКРАШЕНИЙ НА ЗАКАЗ
    Сегодня многие обратили внимание на тот факт, что массовое производство (автоматическое) ювелирных изделий из золота и других драгоценных металлов, лишило украшения их первоначальной оригинальности и ...
  • Классный возраст и школьные отметки в их отношении к одаренности
    Классный возраст есть нормальный возраст того класса, к которому принадлежит ребенок. Если мы примем 6-летний возраст за начало школьных занятий, то классный возраст класса, переступающего 4-ый год шк ...
  • Искусство оригами
    Искусство оригами было придумано китайцами в глубокой древности, примерно тогда же, когда была изобретена бумага.
  • Яначек - учитель и теоретик
    Наверное, также в июле 1902 года Яначек использовал свое пребывание в Варшаве для установления контактов с местными музыкантами, а незадолго до этого в Польше стали исполняться его произведения.
  • Органы опеки и попечительства их задачи и полномочия
    Данная статья раскрывает понятие органов опеки и попечительства их задачи и полномочия
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru