Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Структуротворчество

Итак, в том, как все мы учимся, есть различия. Но связаны они не теорией предпочитаемых стилей обучения, а с другими понятиями из когнитивной сферы. Одно из этих различий — уже упомянутая нами способность к тому, что психологи называют формированием структур. Или структуротворчеством. Это процесс, когда из нового материала выделяются основные идеи и складываются в согласованную ментальную схему. Иногда эти схемы называются ментальными моделями или ментальными картами. Способные к структуротворчеству люди лучше осваивают новый материал. А обделенным в этом отношении сложнее отвлечься от несущественной или конкурирующей информации. Из-за этого они пытаются обрабатывать слишком много понятий, чтобы построить из них жизнеспособную модель (всеобъемлющую структуру), которая станет фундаментом для дальнейшего обучения.
Теорию структуротворчества легче понять на примере игры с конструктором Lego. Допустим, вы посещаете обзорный курс по новому предмету. Открываете учебник, полный новых для вас идей, и пытаетесь выстроить из знаний, которые в нем содержатся, связную ментальную модель. Точно так же игра в Lego начинается с коробки, полной деталей, из которых вам предстоит построить город, изображенный на этой самой коробке. Вы высыпаете все детали и сортируете их на несколько кучек. Сначала выкладываете улицы и тротуары, ограничивающие периметр будущего города и определенные места в нем. Из оставшихся деталей вы возведете более крупные «постройки», поэтому вы так их и сортируете: из этой кучки получится жилой дом, из этих — школа, больница, стадион, магазин, пожарное депо. Такие элементы подобны основным идеям учебника, и каждый из них становится более определенным и выразительным по мере того, как разрозненные детали складываются в оформленный предмет. Вместе все основные идеи формируют целостную структуру вашего «города».
А теперь представим, что до вас с этим набором Lego играл младший брат и положил в коробку детали из другого набора. Натыкаясь на детали, которые не вписываются в вашу «концепцию», вы можете откладывать их в сторону как случайные. А можете использовать их как подструктуры своих основных построек — чтобы придать им глубину, объем и значимость: например, пристроить к дому крыльцо, патио и задний двор, а на улице установить фонарные столбы и деревья. Вы увлеченно оснащаете свой городок дополнительными деталями, несмотря на то что создатели набора Lego ничего такого не имели в виду. Способные к структуротворчеству люди умеют узнавать базовые понятия и их ключевые «строительные элементы». Они сортируют новую информацию, исходя из того, добавляет ли она нечто ценное к общей структуре и знанию или может быть отброшена за ненадобностью. А людям, к структуротворчеству не слишком способным, сложно выявить всеобъемлющую структуру и придерживаться ее. Им трудно ответить, какая информация в нее впишется, а на какую не надо тратить время. Формирование структур — это проявление своего рода осознанной и неосознанной дисциплины. Происходит это так: берем только то, что вписывается в целое, затем — то, что добавляет ему нюансов, возможностей и смыслов. А все то, что затемняет и перегружает целостность, отбрасываем.
Приведем более простой пример. Подруга хочет рассказать вам о случае, который произошел с четырехлетним сынишкой ее знакомых. Получается целая сага: сначала подруга подробно расписывает мать ребенка и рассказывает, как познакомились с ней в книжном клубе. После долгих перипетий она упоминает, что эта самая мать закупила целую машину навоза для своего сада, которую доставили утром в день рождения мальчика. Мать, кстати, прекрасный садовод, и ее баклажаны заняли первое место на ярмарке графства, о чем она давала интервью в утреннем эфире. А навоз ей привозит набожный вдовец, который разводит тяжеловозов и недавно женил сына... Ваша подруга не способна выделить основную мысль из бесконечной массы малозначимых сопутствующих обстоятельств, и для слушателя вся соль ее рассказа пропадает. Ведь любой рассказ — это структура.

Последние новости

Случайные новости

  • Перед зачислением в группы
    На многих промышленных предприятиях страны вопрос о повышении тарифных разрядов рабочим ставится в зависимость от окончания той или иной ступени обучения. На обучение по ступенчатой системе необходимо ...
  • Путь к славе
    Чего он только не делал, и я вместе с ним, чтобы хоть раз в год приезжал в «Ла Скалу» Риккардо Мути! То же самое было с Гаваццени: когда отношения были налажены, все недоразумения рассеяны, разговоры ...
  • Выбор контактных линз детям
    Вопрос об использовании мягких контактных линз (МКЛ) для коррекции зрения у детей очень актуален. Сформулировать его можно примерно так: со скольких лет их можно носить? Есть примеры, когда МКЛ примен ...
  • Между Шекспиром и Гольдони и препарат "Тенотен Детский" для сна ребенка
    Тем временем участились и поездки «Пикколо театро» в Париж. Поистине «по-грассиански» был организован цикл спектаклей в «Театр де Пари» па улице Ром, где восемь раз подряд сыграли «Слугу двух господ».
  • Обучение детей английскому
    Большинство родителей стремятся, чтобы их чадо изучало английский язык, понимая всю важность таких знаний. Какие особенности есть в изучении языка ребенком, когда лучше начать заниматься и как лучше п ...
  • Психическая репрезентация матери
    То, что психическая репрезентация матери у Сэма была полностью отделена от «матери во плоти» посредством диссоциации, подтверждалось следующим его поведением: когда миссис Р. была в больнице, она звон ...
  • Колоритная роль
    И каждый исполнитель каждой роли каждого спектакля западал в наши души. Так вошел в мое сердце Лев Свердлин, которого я нежно полюбил.
  • Вскоре на 3D-принтере можно будет напечатать "мягкую пищу"
    Изготовленные таким необычным способом продукты по своим вкусовым свойствам практически будут не отличаться от традиционной пищи.
  • Последователь Боливара и Ленина
    Подобные заявления несколько нарушают ту верность, даже упрямство, с какими Доминго всегда придерживался избранных политических позиций.
  • Ссоры в семье
    - Surge, puer, veni hue,- обращается он к юному Грасси, который смотрит и не может взять в толк, чего от него хотят. Тогда учитель показывает жестами: «Встань, мальчик, и иди сюда».
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru