Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Два исследования Стернберга

Во время одного из них он тестировал бразильских детей-сирот, которым приходится выживать на улице, а для этого — создавать и вести свой мелкий бизнес. Мотивация открыть честное дело высока: ведь если они начнут воровать, то уличные бандиты быстро расправятся с ними. Так вот, выяснилось, что дети, которые проворно считают в уме, когда этого требует их дело, не справляются с теми же самыми вычислениями в рамках абстрактных математических задач. Стернберг утверждает: этот результат отнюдь не парадоксален, если воспринимать знание не в статике, а в динамике, как процесс. Среда обитания этих детей в первую очередь требует развития практических навыков, а не абстрактного академического знания. Это и определяет содержание и форму их обучения10.
Другой пример. Опытнейшие игроки на скачках, которые формируют чрезвычайно сложные ментальные модели, чтобы успешно ставить на лошадей, по стандартным тестам на IQ демонстрируют посредственные результаты. Стернберг сравнил их модели оценки лошадей с моделями других игроков, у которых был тот же IQ, но гораздо меньше везения в ставках. Чтобы сделать правильную ставку, лошадей нужно сравнить по длинному списку параметров. Это и количество их побед, и максимальная скорость, и характер скачек, на которых они брали призы, и уровень жокея — в общем, больше десятка характеристик по этой и всем предыдущим скачкам. Прогнозируя, какую скорость разовьет лошадь на последней четверти мили, эксперты применяют сложную ментальную модель, охватывающую до семи параметров. В результате этого исследования выяснилось, что уровень IQ никак не связан со способностью удачно играть на скачках: «Что бы ни измерял тест на IQ, он ничего не говорит о способности человека к сложным формам мысленной обработки многих переменных»11.
Чтобы заполнить этот разрыв, Роберт Стернберг предложил трехкомпонентную теорию эффективного интеллекта. С помощью аналитического интеллекта мы выполняем задания, требующие решения проблем, — такие обычно включают в тесты. Творческий интеллект позволяет синтезировать наши знания и навыки и использовать их в новых необычных ситуациях. Практический интеллект (он же — житейская смекалка) подсказывает, что нужно сделать в определенной ситуации: благодаря ему мы адаптируемся в повседневной жизни. В разных культурах и ситуациях, связанных с обучением, эти три типа интеллекта задействуются по-разному. Причем способности, которые необходимы для успеха в конкретных ситуациях, практически не измеряются стандартными тестами на IQ. Такие тесты оставляют за бортом действительно значимые умения.

Последние новости

Случайные новости

  • Учиться скучно? Интересно!
    Скольким детям раньше не интересно было ходить на уроки и просто слушать учителя, сидя спокойно. А насколько интереснее стало учиться с появлением различного оборудования для учебы!
  • Впервые дети годовалого возраста обследовались в начале 1970-х
    Когда они вырастут и заведут собственных детей, будут получены данные, которые покажут, вероятно, очень интересные результаты. Однако модель привязанности не предрекает неизбежной судьбы. Было доказан ...
  • Комические усилия
    Здесь «человек» всего лишь «зверь» в маске «добродетели», естественного, собственно человеческого лица у него нет. Природа как бы отступилась от общественного человека, но напоследок подшутила над ним ...
  • Состояние страха у детей
    Беспокойство и страх вполне обычны в повседневной жизни, и поэтому их рассматривают как нормальные явления. Однако легко возникающий страх, который человек испытывает постоянно, или страх, граничащий ...
  • Источники водоснабжения для загородных домов
    Мы живем во время активных застроек коттеджами и уютными большими загородными домами вокруг городов и крупных мегаполисов.
  • Заведующая литературной частью
    Артисты начинают, как и повсеместно, читать нарочито невыразительно, монотонно. Охлопков подчитывает ремарки, поясняет:
  • Девочка или мальчик - не определить по одежде.
    Наверное, в синем комбинезончике - мальчик. Стоит ли об этом говорить, или же делать выводы - рано? Почему мы по-прежнему ссылаемся на этот стереотип?
  • Появится перечень событий
    Пусть партнер определит, относятся ли предлагаемые вами события к вашей собственной жизни или к жизни окружающих вас близких и дальних людей. Конечно, вы можете указать на такие события, которые потре ...
  • Создание ментальных моделей
    При продолжительном и напряженном обучении сложный комплекс взаимосвязанных идей (или последовательность движений) соединяется в осмысленное целое. Так формируется ментальная модель, которую можно наз ...
  • Видеонаблюдение в офисе - зачем это нужно?
    Современные системы видеонаблюдения, установленные в разных местах, мало кого удивляют. Их использование уже неоднократно было доказано на практике. Кому нужна информация, зафиксированная камерами вид ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru