Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Ментальные модели

Нарабатывая мастерство в различных сферах жизни, мы попутно овладеваем дополнительными навыками, которые необходимы для решения разного рода сопутствующих проблем. Пользуясь аналогией из предыдущей главы, можно назвать их подобием приложений, только не для смартфона, а для мозга. Мы зовем их ментальными моделями. Например, у полицейского это стандартные наборы движений, необходимые, чтобы остановить дорожное движение или разоружить нападающего преступника. Каждая из этих стандартных процедур начинается, когда мозг получает сигналы от органов чувств и продолжается машинальными действиями. Они адаптируются к текущей ситуации при минимальном участии сознания. Одна из ментальных моделей баристы — это последовательность его действий и набор ингредиентов, необходимых для приготовления порции фраппучино, а для медсестры из приемного отделения больницы — сортировка и регистрация больных.
Чем лучше вы что-то знаете, тем труднее вам этому учиться, утверждает физик и преподаватель из Гарварда Эрик Мазур. Почему? По мере закрепления знаний вы формируете все более сложные ментальные модели, и они проникают в самые глубокие отделы памяти (вспомните о проклятии знания). К примеру, у физика формируется целая ментальная библиотека законов физики, начиная с ньютоновской механики и закона о моменте импульса. Опираясь на них, ученый решает проблемы, с которыми сталкивается в своей работе. Он будет сортировать проблемы в соответствии с этими основными законами. А новичок, скорее всего, будет действовать по принципу сходства — отберет в одну группу, скажем, задачи с участием блока или наклонной плоскости. В один прекрасный день наш матерый физик придет в институт читать лекцию из вводного курса и расскажет, что некая проблема решается с помощью определенных законов ньютоновской механики. Ему и невдомек, что студенты еще не дошли до этого умозаключения — ведь у него в голове уже давно сложилась цельная ментальная модель. Опытный физик исходит из предпосылки, будто студенты с легкостью проследят в сложной теме ту логику, которая для него самого является чем-то базовым и очевидным. Но это метакогнитивная ошибка, неверное суждение о том, насколько его собственные знания соответствуют знаниям студентов. По словам Мазура, лучше всего способен понять студента, пытающегося одолеть новые для себя понятия, не профессор, а такой же брат- студент15. Эту проблему иллюстрирует простейший эксперимент: один человек воспроизводит общеизвестный мотив, отбивая ритм пальцами, а другой по этому ритму должен угадать мелодию. Каждый мотив относится к фиксированной группе из 25 мелодий, так что вероятность просто угадать составляет 4%. Результаты очень показательны. По мнению «играющего», угадывающий должен правильно определять мелодию в 50% — ведь сам он так ясно слышит ее в собственной голове! Но на практике доля верных ответов — всего 2,5%, то есть даже ниже, чем если бы они давались наугад16.

Последние новости

Случайные новости

  • Свежевыжатые соки
    Мы рекомендуем детям с неустойчивым стулом давать яблочный, черносмородиновый или вишневый соки, поскольку они, оказывают закрепляющее действие. В то же время абрикосовый, свекольный, сливовый, морков ...
  • Распределения поведение испытуемого
    Если наблюдать детей различной одаренности во время распределения ими пяти коробочек различной тяжести, либо при раскладывании серии картин, то можно получить ряд чрезвычайно интересных данных, раскры ...
  • СААК ПАРТЭВ
    Саак Партэв - выдающийся деятель культурно - просветительского движения, развернувшегося в Армении в конце IV-начале V века, \"первый учитель\" армянской письменности и \"первый переводчик\". Будучи к ...
  • Виды перевода
    В первую очередь, перевод делится на две основные формы: письменный и устный, и каждый из них имеет свои разновидности. Устный - представляет собой оформление теста в речевой форме, т.е. речевая инт ...
  • Особая значимость
    Особую значимость проблеме придает присутствие в ней глубоко укоренившейся тревоги: если часть того, что воспринимается как Я (фекалии), может превратиться в не-Я, то значит все, составляющее Я, однаж ...
  • Кратко об авто
    Стоит заметить, что автомобиль давно перестал быть роскошью. Сегодня их приобрести может практически каждый человек.
  • Хвалите ребенка правильно
    Ребенка хвалить просто необходимо. Хвалите его в начале какой-либо деятельности, и по ее завершению. Ребенок должен чувствовать как успешное начинание, так и положительный результат от проделанной р ...
  • Интернет-магазин с широким выбором товаров для детей в Украине
    Детям всех возрастов требуется не только одежда и обувь, но и многое другое: мебель, игрушки, товары для занятий спортом и отдыха.
  • Огромное количество исследований
    Утверждение 1: поведение «усиливается» при подкреплении. Если это правило применимо ко всему поведению, тогда оно должно касаться привязанности, застенчивости, чувства коллективизма и соперничества. Н ...
  • Своя стихия
    Материалом для иллюстраций Яначеку служили главным образом одноголосные народные песни (прежде всего по сборнику «Букет» Яначека и Бартоша), так как главное, считал Яначек, чтобы будущие учителя были ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru