Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Ментальные модели

Нарабатывая мастерство в различных сферах жизни, мы попутно овладеваем дополнительными навыками, которые необходимы для решения разного рода сопутствующих проблем. Пользуясь аналогией из предыдущей главы, можно назвать их подобием приложений, только не для смартфона, а для мозга. Мы зовем их ментальными моделями. Например, у полицейского это стандартные наборы движений, необходимые, чтобы остановить дорожное движение или разоружить нападающего преступника. Каждая из этих стандартных процедур начинается, когда мозг получает сигналы от органов чувств и продолжается машинальными действиями. Они адаптируются к текущей ситуации при минимальном участии сознания. Одна из ментальных моделей баристы — это последовательность его действий и набор ингредиентов, необходимых для приготовления порции фраппучино, а для медсестры из приемного отделения больницы — сортировка и регистрация больных.
Чем лучше вы что-то знаете, тем труднее вам этому учиться, утверждает физик и преподаватель из Гарварда Эрик Мазур. Почему? По мере закрепления знаний вы формируете все более сложные ментальные модели, и они проникают в самые глубокие отделы памяти (вспомните о проклятии знания). К примеру, у физика формируется целая ментальная библиотека законов физики, начиная с ньютоновской механики и закона о моменте импульса. Опираясь на них, ученый решает проблемы, с которыми сталкивается в своей работе. Он будет сортировать проблемы в соответствии с этими основными законами. А новичок, скорее всего, будет действовать по принципу сходства — отберет в одну группу, скажем, задачи с участием блока или наклонной плоскости. В один прекрасный день наш матерый физик придет в институт читать лекцию из вводного курса и расскажет, что некая проблема решается с помощью определенных законов ньютоновской механики. Ему и невдомек, что студенты еще не дошли до этого умозаключения — ведь у него в голове уже давно сложилась цельная ментальная модель. Опытный физик исходит из предпосылки, будто студенты с легкостью проследят в сложной теме ту логику, которая для него самого является чем-то базовым и очевидным. Но это метакогнитивная ошибка, неверное суждение о том, насколько его собственные знания соответствуют знаниям студентов. По словам Мазура, лучше всего способен понять студента, пытающегося одолеть новые для себя понятия, не профессор, а такой же брат- студент15. Эту проблему иллюстрирует простейший эксперимент: один человек воспроизводит общеизвестный мотив, отбивая ритм пальцами, а другой по этому ритму должен угадать мелодию. Каждый мотив относится к фиксированной группе из 25 мелодий, так что вероятность просто угадать составляет 4%. Результаты очень показательны. По мнению «играющего», угадывающий должен правильно определять мелодию в 50% — ведь сам он так ясно слышит ее в собственной голове! Но на практике доля верных ответов — всего 2,5%, то есть даже ниже, чем если бы они давались наугад16.

Последние новости

Случайные новости

  • Коэффициент одаренности
    Для того, чтобы устранить многозначность величины разности между В.О. и Х.В., я предложил в 1912 г. Применение долей средней о да р е н н о с ти обладает данный ребенок. Для ребенка, обладающего типич ...
  • Кавказкие традиции
    И еще одна традиция из тех, которые на Кавказе называют законами избегания. Истинное имя ребенка не произносят вслух даже в семье до тех пор, пока он не будет в силах сам принести матери воды. Это озн ...
  • Алгоритм успешного телемаркетинга
    Для того, чтобы добиться успеха от проводимого операторами http://www.crmagency.ru телемаркетинга, алгоритм разговора с потенциальными клиентами следует выстраивать по разработанной схеме. Вначале сл ...
  • Как ребенок адаптируется в садике
    Вас, как правило, волнует, как малыш войдет в новую жизнь. Множество вопросов мучает вас: понравится ли ребенку в яслях или детском саду? Спокойно ли его примут сверстники?
  • Будьте активным слушателем
    Спокойным, доброжелательным, отказавшимся от шаблона «следователя и судьи». Важно спокойно и доброжелательно выяснить отношение собеседника к своему нарушению, услышать описание этого нарушения из его ...
  • Отказ аутгруппе в помощи и безотказность радиатора отопления zehnder.
    Чем сильнее ингрупповая идентификация, тем меньше люди одобряют программы помощи аутгруппам, если они описаны в терминах потерь, которые несет ингруппа.
  • Вакансии диспетчеров, операторов и администраторов
    Очевидно, что подавляющее большинство работодателей мечтают пополнять штат своих компаний активными, амбициозными, склонными к профессиональному росту сотрудниками.
  • Национальная культура
    Мои рассуждения могут показаться слишком категоричными, возможно, в чем-то я ошибаюсь, да и, в сущности, дело уже не во мне.
  • Гвардейский переворот
    Вызванные Елизаветой ярославцы около двух недель находились в Царском Селе, где сыграли два спектакля. В Санкт-Петербурге они дебютировали 6 и 9 февраля 1752 года в частном немецком театре на Большой ...
  • «Сольный концерт» директора
    Но когда Чаплин на следующий день в сопровождении Грасси пришел за кулисы «Ла Скалы», он был больше похож на Кальверо из «Огней рампы».
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru