Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Похожий конфликт

Мама ответила Натану, что ей нравится, когда они вместе дома. Но ей очень нравится и то, что он теперь школьник. С помощью метода III они придумали несколько способов решения проблемы и в конце концов остановились на следующем: мама будет приезжать за ним в школу еще до окончания уроков и ждать, пока он выйдет из класса.
Похожий конфликт в другой семье разрешился совсем иначе, поскольку благодаря методу III вскрылась другая проблема. Пятилетняя Бонни также отказывалась идти в детский сад, каждое утро заставляя родных нервничать. Вот довольно пространный, но трогательный диалог, который был воспроизведен по магнитофонной записи в моем кабинете:
МАМА: Бонни, меня беспокоит одна вещь. Ты очень долго одеваешься по утрам, из- за тебя мы все опаздываем, а Терри (брат Бонни) иногда не успевает сесть в школьный автобус. Мне приходится сидеть с тобой и помогать тебе одеваться, а потом мне не хватает времени покормить всех завтраком, и я вынуждена все время спешить. Я нервничаю и начинаю кричать на Терри, чтобы он поторапливался, иначе автобус уйдет. Видишь, это все очень серьезно.
БОННИ (решительно): Но я не хочу одеваться по утрам!
МАМА: Ты не хочешь одеваться и собираться в детский сад.
БОННИ: Я не хочу ходить в детский сад — я хочу быть дома.
МАМА: Тебе хочется быть дома и не ходить в детский сад?
БОННИ: Да.
МАМА: Ты хотела бы остаться дома и поиграть с мамочкой?
БОННИ: Да... поиграть и посмотреть книжки.
МАМА: Тебе редко это удается...
БОННИ: В садике мы так не делаем, у нас там другие игры.
МАМА: Тебе не нравятся игры, в которые ты играешь в садике.
БОННИ: Нет, мы в них слишком часто играем.
МАМА: Когда-то они тебе нравились, но теперь надоели.
БОННИ: Да, потому мне хочется чуть-чуть поиграть дома.
МАМА: Потому что дома не такие игры, как в садике, а делать одно и то же тебе не интересно.
БОННИ: Да, мне не нравится каждый день делать одно и то же.
МАМА: Приятно иногда поделать что-ни- будь другое.
БОННИ: Да, например, полепить из пластилина дома.
МАМА: Вы в садике лепите?
БОННИ: Нет, мы только раскрашиваем или чертим фигуры.
МАМА: Похоже, главное, что тебе не нравится в садике, это, что ты там все время делаешь одно и то же, верно?
БОННИ: Не каждый день.
МАМА: У вас каждый день не они и те же игры?
БОННИ: (грустно): Иногда мы разучиваем новые игры — но мне нравится быть дома.
МАМА: Тебе не нравятся новые игры. БОННИ (очень взволнованно): Нет, нравятся...
МАМА: Но все равно тебе кажется, что дома лучше.
БОННИ (с облегчением): Да, мне нравится быть дома, и играть в игры, и смотреть книжки, и спать — когда ты дома.
МАМА: Только когда я дома.
БОННИ: Когда ты дома целый день, я хочу быть дома. Когда ты уходишь, я хочу в садик.
МАМА: Кажется, ты думаешь, что мама мало бывает дома.
БОННИ: Ну да. Ты всегда уходишь на работу.
МАМА: А тебе не хочется, чтобы я так часто отлучалась из дома.
БОННИ: Да.
МАМА: Ты мало со мной видишься. БОННИ: Зато каждый вечер я вижусь с няней Сьюзен — когда тебя нет.
МАМА: А ты хотела бы видеться со мной. БОННИ (кивает): Да.
МАМА: И ты думаешь, что, может быть, по утрам, когда я дома...
БОННИ: Я останусь дома.
МАМА: Ты хотела бы остаться дома, чтобы подольше побыть с мамой.
БОННИ: Да.
МАМА: Понимаю. Дай-ка подумать. У меня есть ученики, которых надо учить. Как же мы решим с тобой эту проблему? У тебя есть какие-нибудь идеи?
БОННИ (нерешительно): Нет.
МАМА: Я подумала, может быть, нам удастся выкроить время для общения после обеда.
БОННИ (радостно): Здорово!
МАМА: Тебе эта идея нравится.
БОННИ: Да.
МАМА: Ты бы хотела побыть только вдвоем с мамой.
БОННИ: Да, только с тобой, и чтобы мы играли и читали книжки. Но только я не хочу, чтобы ты читала, потому что тогда ты засыпаешь — когда ты читаешь, ты всегда так делаешь...
МАМА: Ты права. Но тут проблема. В последнее время ты не спишь в тихий час, и я подумала, может, мне тебя надо укладывать.
БОННИ: Я не люблю тихий час — но мы говорили не про тихий час.
МАМА: Верно, мы говорим не про тихий час, но я подумала, может, мы выкроим время, когда у тебя обычно тихий час, и это будет время только для нас.
БОННИ: Только для нас...
МАМА: Как думаешь, это поможет решить проблему?
БОННИ: Я не поняла, о чем ты говоришь. МАМА: Я сказала, что, может быть, если у нас будет время после обеда, чтобы побыть вдвоем, и ты сможешь делать все, что тебе хочется, — тогда, может быть, тебе захочется ходить в садик по утрам, если ты будешь знать, что после обеда у нас будет время.
БОННИ: Да, я так хочу. Я хочу ходить в садик по утрам и чтобы в тихий час ты была со мной.
МАМА: Я буду делать только то, что ты хочешь, и никакой работы по дому. БОННИ (решительно): Никакой работы по дому.
МАМА: Хорошо, давай попробуем. Завтра и начнем.
БОННИ: Я боюсь, что ты забудешь. МАМА: Если я забуду, нам придется решать проблему заново.
БОННИ: Ты должна нарисовать знак и повесить его на дверь своей комнаты, чтобы помнить, и на кухонную дверь тоже, и, когда я приду домой из садика, ты вспомнишь, потому что посмотришь на этот знак.
МАМА: Это чтобы я не забыла.
БОННИ: Ага!
МАМА: Мысль хорошая. Пожалуй, я нарисую такой знак.
БОННИ: Сделай его сегодня вечером, когда я засну.
МАМА: Ладно.
БОННИ: А потом иди, куда тебе нужно. МАМА: Хорошо. Ну что, теперь мы обо всем договорились?
БОННИ (радостно): Да!
Мама этой девочки, с помощью метода III справившись с весьма типичной семейной проблемой, рассказала мне потом, что Бонни перестала капризничать и упрямиться по утрам. А еще через пару месяцев Бонни заявила, что с удовольствием погуляет на улице, вместо того чтобы сидеть с мамой.
Обращаться с детьми как со взрослыми Решение проблемы «без проигравших» дает ребенку почувствовать, что для родителей его интересы тоже очень важны и что они рассчитывают на его сознательность, надеясь, что и он свою очередь учтет их интересы. Такие отношения обычно устанавливаются с друзьями. Этот метод очень нравится детям, которым приятно сознавать, что им доверяют и относятся к ним как к равным. (Метод I дает детям почувствовать, что к ним относятся как к безответственным, глупым несмышленышам.)

Последние новости

Случайные новости

  • Наши пути
    Не хочется расставаться с такими, как рабочий сцены Томми. Его место у поворотного круга как раз против кучи хлама, на котором восседает мой Плюшкин.
  • Секреты успешного общения с мужчинами
    О создании счастливой и крепкой семьи мечтает каждый человек. И мужчинам, и женщинам хотелось бы стабильных отношений, основанных на любви и уважении, ведь стремление к счастью- это естественное желан ...
  • Руслан и Людмила
    Разумеется, это не значит, что Серов, вновь начиная бой, руководствовался только личными мотивами. Но между его позицией в 1859 и 1866 годах существует глубокое различие.
  • Четырнадцать дней пути
    Хотя он чувствует, что на выставке отчасти не хватает «жизни русской, этнографических моментов», но это в какой-то мере восполняется осмотром «прекрасного раздела» Средней Азии и связей России с ней.
  • Гематологические нарушения
    1. Анемия. У новорождённых анемией называется состояние, когда Ht снижается ниже 40%. В норме Ht у доношенных детей составляет 50-55%. а. Этиология. Основные причины анемии новорождённых: острая крово ...
  • Маркетинг на начальном этапе
    При покупке дорогой вещи (телевизора, холодильника...) мы вольно или невольно используем маркетинг, т.е. сравнительный анализ покупаемой вещи, опрос владельцев данной (или подобной) вещи и т.п. В то ж ...
  • Современные композиторы
    Оказалось, что прославленный Франко Корелли почувствовал себя плохо за сорок минут до начала представления Адрианы Лекуврер.
  • Важность проработки материала в детском психоанализе.
    Проработка важна так же, как и интерпретация в детском анализе. Ее смысл состоит в разработке и расширении определенной интерпретации применительно к различным контекстам и направлениям.
  • Научение законам или изучение примеров
    А вот другое значимое когнитивное различие между людьми: одни учат «законы», а другие — «примеры». Эта разница отчасти перекликается с той ситуацией, которую мы только что рассмотрели. Как поступает ч ...
  • Первый совхозно-колхозный кукольный театр
    «Щукарь» выдержал 700 представлений.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru