Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Я-сообщения эффективны

В первом случае вы говорите ребенку о том, что вы чувствуете после того, как он вас лягнул, — это факт, с которым он вряд ли поспорит. Во втором случае вы говорите девочке, что она «плохая», и строго предупреждаете, чтобы она больше так не делала, — на оба эти заявления она может возразить и, вероятно, будет настаивать на своей правоте.
Я-сообщения эффективны, потому что возлагают ответственность за изменение поведения на самого ребенка. «Ой, как больно!» и «Мне не нравится, когда меня лягают» — эти фразы говорят ребенку о ваших чувствах, но при этом оставляют за ним право что-то в связи с этим предпринять.
Следовательно, я-сообщения помогают ребенку развиваться, приучают его отвечать за свои поступки. Я-сообщение говорит ребенку, что ответственность за его поведение лежит целиком и полностью на нем самом, что вы доверяете ему и уверены в его способности найти правильный выход из ситуации. То есть вы даете ребенку шанс приступить к обдуманным действиям.
Получая честные и искренние я-сооб- щения, ребенок и сам начинает посылать сообщения о своих чувствах. Я-сообщения, как правило, вызывают ответные я-сообщения — столь же честные и искренние.
А вот что бывает, когда родитель начинает разговор с ты-сообщения. Это неизбежно приводит к стычке, в которой обе стороны попеременно то защищаются, то нападают.
РОДИТЕЛЬ: Какой ты безответственный — опять забыл убрать за собой посуду после завтрака. (Ты-сообгцение.) РЕБЕНОК: Ты сама за собой не всегда убираешь. (Ты-сообщение.)
РОДИТЕЛЬ: Я — другое дело, у меня много других забот, а вы, дети, только мусорите. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Я не мусорю. (Защищается.) РОДИТЕЛЬ: Все равно ты не лучше остальных, и ты это знаешь. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Ты считаешь, что все должны быть идеальные. (Ты-сообщение.) РОДИТЕЛЬ: Тебе до этого еще очень далеко — сначала научись убирать за собой. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Ты просто придираешься. (Ты-сообщение.)
Я-сообщения такую борьбу вряд ли спровоцируют. Я не хочу сказать, что, если родитель пошлет ребенку я-сообщение, все будет тихо и гладко. Вполне естественно, ребенок не обрадуется, услышав, что его поведение доставляет родителям неприятности (как и любой взрослый, который узнаёт, что случайно причинил другому человеку боль). Тем не менее рассказ о наших чувствах не несет в себе такой угрозы, как, например, обвинение в том, что ребенок стал причиной неприятных ощущений.
Нужно набраться смелости, чтобы послать я-сообщение, однако в результате все окупится сторицей. Человек, посылающий честное я-сообщение, идет на риск, он полностью раскрывается перед собеседником, показывает, каков он есть на самом деле. Этот человек становится «прозрачен» — он показывает собеседнику свои слабости; следовательно, он становится уязвим, его можно огорчить, обидеть, запугать.
Рассказывая о своих чувствах, я как бы выворачиваю себя наружу. Но что другой человек обо мне подумает? Не оттолкнет ли? Может, перестанет меня уважать? Родителям особенно трудно «открыться» перед детьми, потому что они предпочитают казаться неуязвимыми — людьми без слабостей, пороков, проблем. Многим родителям куда проще скрыть свои чувства под обвиняющим ты-сообщением, чем показать ребенку свои чисто человеческие слабости.
Вероятно, самой большой наградой родителю, который не побоялся «открыться», будут теплые, доверительные отношения с ребенком. Честность и открытость вызывают доверие — а именно это и нужно для крепких, по-настоящему близких отношений. Мой ребенок узнает, каков я есть, и в свою очередь доверится мне. И на смену отчужденности и непониманию придет доверие. Это будут настоящие, неподдельные взаимоотношения — отношения двух людей, готовых принять друг друга такими, какие они есть.
Когда родители и дети откровенны, искренни друг с другом, они уже не чувствуют себя «посторонними» людьми, случайно оказавшимися под одной крышей. Родители будут рады, что у них думающий ребенок, а дети будут ценить родителей за то, что они обычные люди со слабостями, свойственными каждому из нас.

Последние новости

Случайные новости

  • Зарождение чертежа
    Пушки ковали и отливали на Руси начиная с XIV или XV века. Перед нами на рисунке 10 изображен сделанный, видимо, в XVI веке ствол пушки. Изображение мало отличается от рисунка, но линии проведены по л ...
  • Виды рубки деревянных домов и способы утепления рубленных домов
    В старину рубить деревянный дом мог каждый мужчина. Но не многим давались особые секреты заготовки древесины, ее хранения и сборки так, чтобы дом служил надежным убежищем не одному поколению хозяев.
  • Газета «Вечерний Ленинград»
    Музеи тоже могли иметь у себя комплекты оттисков. Пока на свои выставки я посылал отдельные оттиски, и, наконец, на Международной выставке в Париже в 1937 году они экспонировались в большом количестве ...
  • Не единственная и не главная беда методики
    Гораздо опаснее и пагубнее - возможность травм и т.н. скрытых травм, которые проявятся гораздо позже в виде теннисного локтя, болей в плечевом суставе, позвоночнике. Такая методика обучения малолетних ...
  • От Элизабет Хитченер для Тимоти Шелли
    Последнее Ваше сообщение, полученное через мистера Уиттона, не позволяет надеяться на восстановление в ближайшее время тех добрых отношений, которые я желал бы сохранить с Вами и со всей семьей.
  • Связь обучения и развития.
  • Информация о Вильяме
    Сейчас мне девятнадцать лет; в то время, о котором я пишу, я учился в Итоне. — Едва у меня сложились мои нынешние взгляды, как я стал их проповедовать.
  • Удивительный и такой желательный костюм человека паука для вашего малыша
    Не удивительно, что самым любимым и желанным костюмом на Новый год для мальчика считается именно http://www.kostyum-cheloveka-pauka.ru/, который в наше время можно найти без особых усилий, или же сшит ...
  • Психические особенности детей.
    Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет наличие определенных психических особенностей.
  • Передача для взрослых
    Как-то мои ученицы - восьмилетние девочки - спели мне их любимые песни. Увы, этими песнями оказались пошлейшие шлягеры, типа \"ты целуй меня везде...\". А ведь девочки воспитывались в совершенно разны ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru