Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Я-сообщения эффективны

В первом случае вы говорите ребенку о том, что вы чувствуете после того, как он вас лягнул, — это факт, с которым он вряд ли поспорит. Во втором случае вы говорите девочке, что она «плохая», и строго предупреждаете, чтобы она больше так не делала, — на оба эти заявления она может возразить и, вероятно, будет настаивать на своей правоте.
Я-сообщения эффективны, потому что возлагают ответственность за изменение поведения на самого ребенка. «Ой, как больно!» и «Мне не нравится, когда меня лягают» — эти фразы говорят ребенку о ваших чувствах, но при этом оставляют за ним право что-то в связи с этим предпринять.
Следовательно, я-сообщения помогают ребенку развиваться, приучают его отвечать за свои поступки. Я-сообщение говорит ребенку, что ответственность за его поведение лежит целиком и полностью на нем самом, что вы доверяете ему и уверены в его способности найти правильный выход из ситуации. То есть вы даете ребенку шанс приступить к обдуманным действиям.
Получая честные и искренние я-сооб- щения, ребенок и сам начинает посылать сообщения о своих чувствах. Я-сообщения, как правило, вызывают ответные я-сообщения — столь же честные и искренние.
А вот что бывает, когда родитель начинает разговор с ты-сообщения. Это неизбежно приводит к стычке, в которой обе стороны попеременно то защищаются, то нападают.
РОДИТЕЛЬ: Какой ты безответственный — опять забыл убрать за собой посуду после завтрака. (Ты-сообгцение.) РЕБЕНОК: Ты сама за собой не всегда убираешь. (Ты-сообщение.)
РОДИТЕЛЬ: Я — другое дело, у меня много других забот, а вы, дети, только мусорите. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Я не мусорю. (Защищается.) РОДИТЕЛЬ: Все равно ты не лучше остальных, и ты это знаешь. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Ты считаешь, что все должны быть идеальные. (Ты-сообщение.) РОДИТЕЛЬ: Тебе до этого еще очень далеко — сначала научись убирать за собой. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Ты просто придираешься. (Ты-сообщение.)
Я-сообщения такую борьбу вряд ли спровоцируют. Я не хочу сказать, что, если родитель пошлет ребенку я-сообщение, все будет тихо и гладко. Вполне естественно, ребенок не обрадуется, услышав, что его поведение доставляет родителям неприятности (как и любой взрослый, который узнаёт, что случайно причинил другому человеку боль). Тем не менее рассказ о наших чувствах не несет в себе такой угрозы, как, например, обвинение в том, что ребенок стал причиной неприятных ощущений.
Нужно набраться смелости, чтобы послать я-сообщение, однако в результате все окупится сторицей. Человек, посылающий честное я-сообщение, идет на риск, он полностью раскрывается перед собеседником, показывает, каков он есть на самом деле. Этот человек становится «прозрачен» — он показывает собеседнику свои слабости; следовательно, он становится уязвим, его можно огорчить, обидеть, запугать.
Рассказывая о своих чувствах, я как бы выворачиваю себя наружу. Но что другой человек обо мне подумает? Не оттолкнет ли? Может, перестанет меня уважать? Родителям особенно трудно «открыться» перед детьми, потому что они предпочитают казаться неуязвимыми — людьми без слабостей, пороков, проблем. Многим родителям куда проще скрыть свои чувства под обвиняющим ты-сообщением, чем показать ребенку свои чисто человеческие слабости.
Вероятно, самой большой наградой родителю, который не побоялся «открыться», будут теплые, доверительные отношения с ребенком. Честность и открытость вызывают доверие — а именно это и нужно для крепких, по-настоящему близких отношений. Мой ребенок узнает, каков я есть, и в свою очередь доверится мне. И на смену отчужденности и непониманию придет доверие. Это будут настоящие, неподдельные взаимоотношения — отношения двух людей, готовых принять друг друга такими, какие они есть.
Когда родители и дети откровенны, искренни друг с другом, они уже не чувствуют себя «посторонними» людьми, случайно оказавшимися под одной крышей. Родители будут рады, что у них думающий ребенок, а дети будут ценить родителей за то, что они обычные люди со слабостями, свойственными каждому из нас.

Последние новости

Случайные новости

  • Асинхронные трехфазные электродвигатели: особенности работы и устройство
    Асинхронный электродвигатель был изобретен в 1889 году Михаилом Осиповичем Доливо-Добровольским, ученым и русским инженером.
  • Допустимо ли физическое наказание для ребенка?
    Часто, в состоянии усталости или раздражения, мы отвешиваем подзатыльник или шлепки по попке своему ребенку. В таком состоянии отсутствует желание разобраться в причинах плохого поведения или непослуш ...
  • Система ценностных ориентаций ребенка
    Выражающая личностную значимость жизненных явлений, составляет содержательную сторону его жизненной перспективы. При несоответствии оценок ребенка с его представлениями о той или иной сфере жизнедеяте ...
  • Музыкальные образы
    Знаменательные сдвиги в развитии национальной оперы связаны с творчеством А. Асламаса. Не утрачивая связи с русской реалистической оперой и опираясь на накопленный чувашскими композиторами опыт, А. Ас ...
  • Максимальное решение практичной мебели для кухни – мини
    В малогабаритной кухне, каждый сантиметр площади требует рационального решения. Хотите узнать, как оптимально использовать дефицитное пространство? Для этого существует немалое количество интересных с ...
  • Хорошо, когда обучение имитирует проблемы
    Такие ситуации помогают учащимся и педагогам оценить достигнутую степень мастерства и доработать моменты, где требуется больше понимания или умения. Скажем, при обучении сотрудников полиции применяетс ...
  • Дружба — уважение, пиетет
    Дружба прерывает течение будничной жизни, возвышается над ней. Повседневность же старается внедриться в дружбу, взять ее в плен, навязать ей свои законы. Это особенно хорошо видно на примере отношений ...
  • Физиологические модели научения
    Уже в 1980-х годах отмечалось, что на вид или запах пищи люди отвечают предвкушающей реакцией: слюноотделением, повышением уровня инсулина с последующим снижением уровня сахара в крови, мобилизацией с ...
  • Успех вашего ребенка
    Как и другие жизненные понятая, «успех» определяется людьми по-разному. В вашей власти выбрать любое из определений для вашего ребенка, во всяком случае, на ранних этапах его жизни. Ваше предпочтение, ...
  • Синьора Фрола
    Так в разных эпизодах пьесы объясняют свое поведение любопытным зять и теща. Общество совершенно сбито с толку. «Но должен же один из них быть сумасшедшим, черт возьми!»
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru