Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Я-сообщения эффективны

В первом случае вы говорите ребенку о том, что вы чувствуете после того, как он вас лягнул, — это факт, с которым он вряд ли поспорит. Во втором случае вы говорите девочке, что она «плохая», и строго предупреждаете, чтобы она больше так не делала, — на оба эти заявления она может возразить и, вероятно, будет настаивать на своей правоте.
Я-сообщения эффективны, потому что возлагают ответственность за изменение поведения на самого ребенка. «Ой, как больно!» и «Мне не нравится, когда меня лягают» — эти фразы говорят ребенку о ваших чувствах, но при этом оставляют за ним право что-то в связи с этим предпринять.
Следовательно, я-сообщения помогают ребенку развиваться, приучают его отвечать за свои поступки. Я-сообщение говорит ребенку, что ответственность за его поведение лежит целиком и полностью на нем самом, что вы доверяете ему и уверены в его способности найти правильный выход из ситуации. То есть вы даете ребенку шанс приступить к обдуманным действиям.
Получая честные и искренние я-сооб- щения, ребенок и сам начинает посылать сообщения о своих чувствах. Я-сообщения, как правило, вызывают ответные я-сообщения — столь же честные и искренние.
А вот что бывает, когда родитель начинает разговор с ты-сообщения. Это неизбежно приводит к стычке, в которой обе стороны попеременно то защищаются, то нападают.
РОДИТЕЛЬ: Какой ты безответственный — опять забыл убрать за собой посуду после завтрака. (Ты-сообгцение.) РЕБЕНОК: Ты сама за собой не всегда убираешь. (Ты-сообщение.)
РОДИТЕЛЬ: Я — другое дело, у меня много других забот, а вы, дети, только мусорите. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Я не мусорю. (Защищается.) РОДИТЕЛЬ: Все равно ты не лучше остальных, и ты это знаешь. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Ты считаешь, что все должны быть идеальные. (Ты-сообщение.) РОДИТЕЛЬ: Тебе до этого еще очень далеко — сначала научись убирать за собой. (Ты-сообщение.)
РЕБЕНОК: Ты просто придираешься. (Ты-сообщение.)
Я-сообщения такую борьбу вряд ли спровоцируют. Я не хочу сказать, что, если родитель пошлет ребенку я-сообщение, все будет тихо и гладко. Вполне естественно, ребенок не обрадуется, услышав, что его поведение доставляет родителям неприятности (как и любой взрослый, который узнаёт, что случайно причинил другому человеку боль). Тем не менее рассказ о наших чувствах не несет в себе такой угрозы, как, например, обвинение в том, что ребенок стал причиной неприятных ощущений.
Нужно набраться смелости, чтобы послать я-сообщение, однако в результате все окупится сторицей. Человек, посылающий честное я-сообщение, идет на риск, он полностью раскрывается перед собеседником, показывает, каков он есть на самом деле. Этот человек становится «прозрачен» — он показывает собеседнику свои слабости; следовательно, он становится уязвим, его можно огорчить, обидеть, запугать.
Рассказывая о своих чувствах, я как бы выворачиваю себя наружу. Но что другой человек обо мне подумает? Не оттолкнет ли? Может, перестанет меня уважать? Родителям особенно трудно «открыться» перед детьми, потому что они предпочитают казаться неуязвимыми — людьми без слабостей, пороков, проблем. Многим родителям куда проще скрыть свои чувства под обвиняющим ты-сообщением, чем показать ребенку свои чисто человеческие слабости.
Вероятно, самой большой наградой родителю, который не побоялся «открыться», будут теплые, доверительные отношения с ребенком. Честность и открытость вызывают доверие — а именно это и нужно для крепких, по-настоящему близких отношений. Мой ребенок узнает, каков я есть, и в свою очередь доверится мне. И на смену отчужденности и непониманию придет доверие. Это будут настоящие, неподдельные взаимоотношения — отношения двух людей, готовых принять друг друга такими, какие они есть.
Когда родители и дети откровенны, искренни друг с другом, они уже не чувствуют себя «посторонними» людьми, случайно оказавшимися под одной крышей. Родители будут рады, что у них думающий ребенок, а дети будут ценить родителей за то, что они обычные люди со слабостями, свойственными каждому из нас.

Последние новости

Случайные новости

  • Болезни иммунной системы, аллергические и ревматические заболевания
    Иммунная система — динамическая совокупность клеточных элементов и гуморальных факторов, деятельность которых направлена на распознавание генетически чужеродного материала (в первую очередь «чужих» ан ...
  • Петрушки на эстраде и продажа земельных участков
    Принято думать, что петрушка - кукла примитивная, неспособная долгое время держать внимание зрителя, так как движения ее якобы чрезвычайно однообразны и ограничены.
  • Вариант сближения социальной и личной идентичности.
    Другой вариант сближения социальной и личной идентичности предлагает У. Дуаз, который полагает, что личная идентичность — это социально обусловленный конструкт.
  • Пространство для малыша.
    Прежде чем родить ребенка, нужно позаботиться о достаточном пространстве для него, в этом поможет http://gkatrium.ru/?id=11. Так, купив квартиру в Ивантеевке, вы сможете растить ребенка в комфорте.
  • Сравнение истории аутичных детей
    Напрашивается вывод о том, что эта няня хотя и уделяла определенное внимание отдельным аспектам жизни Лори, но, тем не менее, никогда не обращалась с ней как с ребенком, то есть как с маленьким и еще ...
  • Значение конституции
    Эклектичная и динамичная детская и подростковая психиатрия должна принимать во внимание как влияние благотворных и негативных факторов окружающей среды, так и особенности индивида, внутренние условия ...
  • Роли тренера-руководителя
    Общие особенности групп общения: — принцип «здесь и теперь». Не имеет значения прошлый опыт, социальные отношения, личная биография... Главное — сиюминутные переживания, выраженные в ощущениях, взгляд ...
  • Религиозная этика
    Из истории известно, что падение нравов в обществе ведет к его самоуничтожению, поэтому, пока не поздно, надо или создать новую систему воспитания морапи, ипи воспользоваться той, которую предоставляе ...
  • Личные черты у детей
    Некоторые другие личностные черты, качества и «симптомы» также, считается, имеют генетическую основу. Bakwin и Bakwin указывают на факторы наследственности при обсессивно-компульсивной болезни у детей ...
  • Понимание вещи, которая написана
    В том романе, в том бредовом опыте антитезы жизни через самое жизнь, было соединено около сотни персонажей, чьи пути не перепутывались или не обязательно перепутывались.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru