Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Дефицит внимания и гиперактивность

Исследования динамики показывают, что дефицит внимания / гиперактивность нередко является проблемой в течение всей жизни. Хронические нарушения наблюдаются вплоть до поздней юности. К долговременным последствиям детской гиперактивности относятся также значительно повышенное злоупотребление алкоголем и наркотиками, более частое участие в автокатастрофах, повышенный риск не закончить школу, усиление чувства неполноценности и меньшее социальное признание. Прогностически неблагоприятна комбинация дефицита внимания/ гиперактивности с агрессией и/или проблемами обучения, наблюдаемая примерно у 50% детей. Для планирования вмешательства сначала нужно установить взаимосвязи агрессии, гиперактивности и сложности процесса обучения и проанализировать процесс развития нарушений. Если в подростковом возрасте присутствует неблагоприятная, предрасполагающая к делинквентному поведению комбинация агрессии и гиперактивности, то прежде всего показаны описанные выше методы вмешательства при агрессивном поведении.
В лечении детей с дефицитом внимания/гипер- активностью лучше всего зарекомендовали себя в первую очередь тренинг родителей и медикаментозная терапия. С учетом большого числа нарушенных сфер функционирования в настоящее время считаются необходимыми мультимодальные методы, такие как комбинация фармакотерапии, поведенческой терапии, школьного консультирования и консультирования родителей.
Тренинг самоинструктирования является когни- тивно-поведенческим вмешательством, разработанным в 1970-х годах. Целью вмешательства является улучшение способностей ребенка в самоконтроле и рефлексивных стратегиях разрешения проблем для улучшения регуляции поведения. Ребенок должен научиться концентрировать внимание, контролировать побуждения и разрабатывать планы действий для решения задач. На модели «думающего вслух» терапевта ребенок учится постепенно решать эти проблемы. Выступающий в качестве модели терапевт, для того чтобы ребенок перенял модель как внутреннюю вербализацию, выделяет следующие этапы решения задач:
значение определения проблемы ;
направление внимания на аспекты проблемы {С чем у меня проблема?)]
обдумывание и взвешивание различных возможностей решения ',
правильность решения и коррекция ошибок ]
подтверждение собственного успеха.
К сожалению, до сих пор не удалось эмпирически убедительно подтвердить клиническую эффективность метода самоинструктирования. Не удалось повысить когнитивные результаты, не улучшается успеваемость в школе и гиперактивное поведение зачастую редуцируется лишь на короткое время. Согласно метаанализу Saile, успехи отмечаются прежде всего в областях, близких к содержанию тренинга. Стабильное улучшение
решения мыслительных задач и задач по устранению проблем возникает, если окружение ребенка проинструктировано и поддерживает реализацию целей тренинга в повседневной жизни. Стратегии самоинструктирования, очевидно, эффективны, если техники тренируются не только на простых мыслительных задачах и задачах решения проблем, но и постепенно переносятся на множество социальных, релевантных для школы и значимых для ребенка проблем.
Исследователи представили для немецкоязычных стран обширный тренировочный комплекс, который наряду с самоин- структированием включает и другие элементы. Тренинг детей срасстройствами внимания включает три компонента, цели которых приведены во вставке 2.
Конкретные подходы
Для достижения стабильного, генерализованного для различных ситуаций эффекта тренинг детей с нарушением внимания/гиперактивностью должен быть продолжительным, дополняться тренингом родителей и включать разные, значимые для ребенка ситуации. При этом речь должна идти о требованиях, возникающих в повседневной жизни.
К сожалению, представленные терапевтические исследования имеют много недостатков. Так, до сих пор лишь немногие исследования включают комплексную терапию, соответствующую индивидуальным потребностям детей с разным уровнем развития и разного возраста. У гиперактивных и невнимательных детей при терапии выявляются разнообразные проблемы, не все из которых изначально связаны с нарушением, а возникают в связи с предъявляемыми при когнитивном тренинге требованиями. Нередко возникает необходимость сначала сформировать навыки, необходимые для получения эффекта от самоконтроля. Часто речь идет о социальных навыках, нарушения которых возникли вследствие представленных выше сочетаний агрессии и гиперактивности.
Для оценки фармакотерапии при дефиците внимания/гиперактивности в 1999 году было проведено исследование МТА. В исследовании изучались долговременные эффекты фармакотерапии и поведенческой терапии, а также комбинации обеих форм. Во вставке 3 дано подробное описание метода.
Приведенные данные однозначны: комбинированное лечение и фармакотерапия — соотносительно с редукцией ядерных симптомов дефицита внимания/гиперактивности — эффективнее, чем поведенческая терапия и общее медицинское обеспечение. Поскольку чистая фармакотерапия почти столь же эффективна, как комбинированное лечение, можно было бы сделать вывод, что при хорошем контроле фармакотерапия вполне достаточна для симптоматического лечения. Однако комбинированная терапия дает дополнительный эффект. Хотя поведенческая терапия и уступает фармакотерапии в редукции симптомов, это ни в коем случае не означает, что поведенческая терапия не помогает и не важна, например, в случаях необходимости улучшения взаимодействия родителей и детей или при поддержке правильного обращения родителей с гиперактивным ребенком. Лучшие результаты поведенческой терапии получаются, например, в случаях с коморбидными тревожными расстройствами. Здесь поведенческая терапия дает сходные с фармакотерапией хорошие результаты. Далее, исследование МТА показало, что комбинированное лечение с течением времени дает возможность применения более низкой дозировки препаратов, чем при чистой фармакотерапии, что является доводом в пользу комбинированного лечения.
Группа ученых на базе исследования МТА занималась следующим вопросом: какой вид лечения наиболее эффективен при определенной констелляции проблем?
Выявлены три специфические переменные, влияющие на результат лечения при фармакотерапии и комбинированном варианте: и фармакотерапия, и комбинированное лечение дают меньший эффект, если у родителей высокий уровень депрессивной симптоматики, а у ребенка высока степень тяжести симптомов дефицита внимания/гиперактивности. В случае когда дополнительно к обоим условиям IQ ребенка составляет 99 и меньше, успех лечения незначителен. Депрессивная симптоматика родителей негативно сказывается прежде всего на эффекте фармакотерапии, но не комбинированного лечения. Ученые объясняют этот результат тем, что комбинированное лечение включает и целевое участие, и лечение родителей.

Последние новости

Случайные новости

  • Ловушки в тесте GMAT
    Когда тем, кто уже сдал тест GMAT, предлагают кратко его охарактеризовать, то многие говорят о нем не иначе, как о тесте, состоящим из подвохов. Но, зная эту его особенность, мы попробуем выяснить, ка ...
  • Январская рыбалка
    В настоящее время даже самых опытных рыбаков, январская рыбалка не балует своим уловом. Отныне это напрямую зависит от того, что толщина льда на реках нарастает быстрыми темпами, и вследствие этого ры ...
  • В интернете – только проверенный товар
    В последние годы военное обмундирование и снаряжение нужно многим. Для одних – это удобная в работе одежда, которую трудно испачкать и легко отстирать, для других – предмет увлечения.
  • Все актеры
    У Мизери опять не получилось. - Ты все пытаешься играть комедию, а у тебя драма.
  • ОТО при проведении семинаров-практикумов
    Нельзя злоупотреблять наглядными средствами обучения. Если весь урок будет построен на демонстрации фильмов или показе фотооткрыток, это быстро снизит интерес у обучающихся к изучаемому материалу. Зна ...
  • Психические особенности детей.
    Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет наличие определенных психических особенностей.
  • Графические упражнения 8-10 класс.
    Помимо зданий, рассчитанных на передачу конструкции и формы в VIII—X классах необходимо предлагать такие графические упражнения, которые помогают развивать умения аккуратно работать красками и инструм ...
  • Игры "Вредный Капризулькин" и "Кто как ходит?" помогут в развитии ребенка
    Вредный Капризулькин Каждая мама вам скажет со вздохом: «К сожалению, малыш не всегда бывает веселым и послушным...» Это вполне естественно: ведь он живой человечек и у него есть свои чувства. Как же ...
  • Театр для Евгения Сергеевича и его любимый дачный участок по Симферопольскому шоссе
    Театр для Евгения Сергеевича был всем. И театр, и те, кто работал в нем. Он первым отзывался на радости и неприятности каждого.
  • Серьезность и глубина дисбаланса
    Те элементы реальности, которые представляются наиболее обманчивыми или бездушными, будут подвергнуты действию защитных механизмов или заменены воображаемыми аналогами, сулящими большее удовлетворение ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru