Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Дефицит внимания и гиперактивность

Исследования динамики показывают, что дефицит внимания / гиперактивность нередко является проблемой в течение всей жизни. Хронические нарушения наблюдаются вплоть до поздней юности. К долговременным последствиям детской гиперактивности относятся также значительно повышенное злоупотребление алкоголем и наркотиками, более частое участие в автокатастрофах, повышенный риск не закончить школу, усиление чувства неполноценности и меньшее социальное признание. Прогностически неблагоприятна комбинация дефицита внимания/ гиперактивности с агрессией и/или проблемами обучения, наблюдаемая примерно у 50% детей. Для планирования вмешательства сначала нужно установить взаимосвязи агрессии, гиперактивности и сложности процесса обучения и проанализировать процесс развития нарушений. Если в подростковом возрасте присутствует неблагоприятная, предрасполагающая к делинквентному поведению комбинация агрессии и гиперактивности, то прежде всего показаны описанные выше методы вмешательства при агрессивном поведении.
В лечении детей с дефицитом внимания/гипер- активностью лучше всего зарекомендовали себя в первую очередь тренинг родителей и медикаментозная терапия. С учетом большого числа нарушенных сфер функционирования в настоящее время считаются необходимыми мультимодальные методы, такие как комбинация фармакотерапии, поведенческой терапии, школьного консультирования и консультирования родителей.
Тренинг самоинструктирования является когни- тивно-поведенческим вмешательством, разработанным в 1970-х годах. Целью вмешательства является улучшение способностей ребенка в самоконтроле и рефлексивных стратегиях разрешения проблем для улучшения регуляции поведения. Ребенок должен научиться концентрировать внимание, контролировать побуждения и разрабатывать планы действий для решения задач. На модели «думающего вслух» терапевта ребенок учится постепенно решать эти проблемы. Выступающий в качестве модели терапевт, для того чтобы ребенок перенял модель как внутреннюю вербализацию, выделяет следующие этапы решения задач:
значение определения проблемы ;
направление внимания на аспекты проблемы {С чем у меня проблема?)]
обдумывание и взвешивание различных возможностей решения ',
правильность решения и коррекция ошибок ]
подтверждение собственного успеха.
К сожалению, до сих пор не удалось эмпирически убедительно подтвердить клиническую эффективность метода самоинструктирования. Не удалось повысить когнитивные результаты, не улучшается успеваемость в школе и гиперактивное поведение зачастую редуцируется лишь на короткое время. Согласно метаанализу Saile, успехи отмечаются прежде всего в областях, близких к содержанию тренинга. Стабильное улучшение
решения мыслительных задач и задач по устранению проблем возникает, если окружение ребенка проинструктировано и поддерживает реализацию целей тренинга в повседневной жизни. Стратегии самоинструктирования, очевидно, эффективны, если техники тренируются не только на простых мыслительных задачах и задачах решения проблем, но и постепенно переносятся на множество социальных, релевантных для школы и значимых для ребенка проблем.
Исследователи представили для немецкоязычных стран обширный тренировочный комплекс, который наряду с самоин- структированием включает и другие элементы. Тренинг детей срасстройствами внимания включает три компонента, цели которых приведены во вставке 2.
Конкретные подходы
Для достижения стабильного, генерализованного для различных ситуаций эффекта тренинг детей с нарушением внимания/гиперактивностью должен быть продолжительным, дополняться тренингом родителей и включать разные, значимые для ребенка ситуации. При этом речь должна идти о требованиях, возникающих в повседневной жизни.
К сожалению, представленные терапевтические исследования имеют много недостатков. Так, до сих пор лишь немногие исследования включают комплексную терапию, соответствующую индивидуальным потребностям детей с разным уровнем развития и разного возраста. У гиперактивных и невнимательных детей при терапии выявляются разнообразные проблемы, не все из которых изначально связаны с нарушением, а возникают в связи с предъявляемыми при когнитивном тренинге требованиями. Нередко возникает необходимость сначала сформировать навыки, необходимые для получения эффекта от самоконтроля. Часто речь идет о социальных навыках, нарушения которых возникли вследствие представленных выше сочетаний агрессии и гиперактивности.
Для оценки фармакотерапии при дефиците внимания/гиперактивности в 1999 году было проведено исследование МТА. В исследовании изучались долговременные эффекты фармакотерапии и поведенческой терапии, а также комбинации обеих форм. Во вставке 3 дано подробное описание метода.
Приведенные данные однозначны: комбинированное лечение и фармакотерапия — соотносительно с редукцией ядерных симптомов дефицита внимания/гиперактивности — эффективнее, чем поведенческая терапия и общее медицинское обеспечение. Поскольку чистая фармакотерапия почти столь же эффективна, как комбинированное лечение, можно было бы сделать вывод, что при хорошем контроле фармакотерапия вполне достаточна для симптоматического лечения. Однако комбинированная терапия дает дополнительный эффект. Хотя поведенческая терапия и уступает фармакотерапии в редукции симптомов, это ни в коем случае не означает, что поведенческая терапия не помогает и не важна, например, в случаях необходимости улучшения взаимодействия родителей и детей или при поддержке правильного обращения родителей с гиперактивным ребенком. Лучшие результаты поведенческой терапии получаются, например, в случаях с коморбидными тревожными расстройствами. Здесь поведенческая терапия дает сходные с фармакотерапией хорошие результаты. Далее, исследование МТА показало, что комбинированное лечение с течением времени дает возможность применения более низкой дозировки препаратов, чем при чистой фармакотерапии, что является доводом в пользу комбинированного лечения.
Группа ученых на базе исследования МТА занималась следующим вопросом: какой вид лечения наиболее эффективен при определенной констелляции проблем?
Выявлены три специфические переменные, влияющие на результат лечения при фармакотерапии и комбинированном варианте: и фармакотерапия, и комбинированное лечение дают меньший эффект, если у родителей высокий уровень депрессивной симптоматики, а у ребенка высока степень тяжести симптомов дефицита внимания/гиперактивности. В случае когда дополнительно к обоим условиям IQ ребенка составляет 99 и меньше, успех лечения незначителен. Депрессивная симптоматика родителей негативно сказывается прежде всего на эффекте фармакотерапии, но не комбинированного лечения. Ученые объясняют этот результат тем, что комбинированное лечение включает и целевое участие, и лечение родителей.

Последние новости

Случайные новости

  • Фриц
    Сценическое решение было найдено при помощи складных пяти створчатых ширм, боковые створки которых имели открывающиеся.
  • Скутеры в Нижнем Новгороде
    Скутер – это двух колесное транспортное средство, которое имеет колеса от восьми до четырнадцати дюймов в диаметре, цельный кузов, подставку для ног и, при этом, он более легкий, по сравнению со станд ...
  • Система речевых коммуникаций.
    Сегодня система речевых коммуникаций невиданно расширилась.
  • Детские кукольные театры
    Мы уже указывали на желаемые размеры зрительного зала для петрушечного театра, для театра марионеток норма эта может быть увеличена и доведена до 400-500 чел., при условии, что количество рядов не буд ...
  • Инструктор - организатор учебно- воспитательного процесса
    Успех воспитания рабочей молодежи определяется прежде всего уровнем ее идейно-политической и профессиональной подготовки, что в значительной мере зависит от организаторских способностей инструкторов п ...
  • Не нужно спешить
    Дети не должны сразу же становиться на корт и обучаться ударам, львиная доля времени в начальной стадии обучения отводится общефизической подготовке, подвижным играм; обучение теннису начинается у сте ...
  • Искусство красноречия.
    Искусство красноречия — это искусство «глаголом жечь сердца людей».
  • Дозы панкреозимина и секретина
    Сывороточный тест с прозерином проводят так: подкожно вводят по 0,1 мл 0,05 % раствора прозерина на год жизни (после 10 лет—1 мл). После инъекции прозерина через каждые 30 мни в течение 2 ч в сыворотк ...
  • Компания Млада
    На торжественном открытии не принято и невозможно обсуждать качество представленных работ, поэтому, опуская все лестные слова в наш адрес, которых никогда в таком количестве не приходилось слышать, ск ...
  • Технология 3D-печати
    3D печать – это осуществление ряда повторяющихся процессов, которые напрямую связаны с созданием наиболее объемных моделей путем нанесения на сам рабочий стол тончайшего слоя расходных материалов, сме ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru