Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

О понятии и сущности одаренности

В О. речь идет вообще не об определенных актазг мышления, но о таких, которые наиболее целесообразны для данного момента. Этим вносится определенное изменение в мое собственное определение О. (основной текст, стр. 22); и тем, что мы теперь можем такое изменение внести, мы обязаны, с одной стороны — развившемуся за это время анализу психологии мышления, а с другой—критике, которой наше прежнее определение подверглось со стороны других исследователей (В. Петерс и Боген). Вместо формулировки:
О.—это способность „сознательно устанавливать мышление на новые требования", следует сказать:
„О- — это способность устанавливаться на новые требования путем целесообразного использования интеллектуальных средств".
Прежнее определение понятия могло дать повод к предположению, словно бы сущность одаренности конституируется моментом сознательного мышления. Это неправильно. Сущность О. человека не в том, что он может мыслить, но в том, что он своим мышлением может распоряжаться как средством для определенных жизненных задач—а именно, только там, где оно требуется и только так, как оно оказывается наиболее целесообразным.
Два совершенно различных момента характеризуют, след., понятие О.: во 1-х психологический — обладание определенными интеллектуальными содержаниями (понятиями, суждениями) и способность вообще выполнять определенные интеллектуальные акты (напр., абстрагирование, комбинирование, улавливание отношений). Но не надо упускать из виду и момента личного, и он в сущности является решающим): эти интеллектуальные содержания и акты применять только там, где вопрос касается осмысленной цели личности.
Произведенный за последние годы анализ тестов с точки зрения психологии мышления, частью опирающийся на высказывания испытуемых, частью—на наблюдения над процессом работы и на истолковании полученных результатов— дал богатый материал для освещения обоих моментов.
С одной стороны, они вскрыли состав интеллектуальных содержаний и актов, который обнаруживается при обработке тестовых заданий; один из важнейших результатов в этом направлении — тот, что с поразительной отчетливостью выступает своеобразие структуры детского мышления по сравнению с мышлением взрослых Долгое время были уверены, что определенные тестовые решения (правильные н неправильные) должны однозначно сводиться к вполне определенным мыслительным процессам (ибо последние у взрослых^ связаны с этими решениями); лишь мало по малу мы стали глубже проникать в те особенные пути, по которым идет детская мысль в ту своеобразную диффузию, которая присуща детским интеллектуальным содержаниям, в органическую связь интеллектуальных содержаний и процессов со специфически детскими интересами и направленностью мышления 1).

Последние новости

Случайные новости

  • Определение количества эритроцитов и лейкоцитов в периферической крови
    Для определения количества эритроцитов и лейкоцитов в 1 мкл кропи обычно используют метод подсчета их в счетной камере. В нашей стране чаще с этой целью применяют камеру с двумя сетками Горяе- иа, отд ...
  • Максимальное решение практичной мебели для кухни – мини
    В малогабаритной кухне, каждый сантиметр площади требует рационального решения. Хотите узнать, как оптимально использовать дефицитное пространство? Для этого существует немалое количество интересных с ...
  • Лечение энтероколитов
    Дети, выросшие на «Балбобеке», «Балдыргане», реже болели респираторными болезнями, у них меньше встречались признаки рахита, экссудативного диатеза, железодефицитной анемии.
  • Для чего родителям нужен метод активного выслушивания?
    Некоторые родители, начиная знакомиться на занятиях с этим методом, говорили: • «На мой взгляд, все это не очень естественно». • «Так люди не разговаривают» • «Отвечая дочери подобным образом, я буду ...
  • Как начать свой собственный бизнес
    В большинстве случаев люди, которые постоянно жалуются на недостаток денег, вообще ничего не делают для того, чтоб повысить свои доходы.
  • Мориса Шевалье
    Чем он, как говорится, брал публику? Прежде всего внешним обликом, а вернее сказать - образом, изумительным сочетанием ценимых французами качеств: мужчины и рыцаря.
  • Мои обязательства
    Я работаю с большим числом штатных сотрудников, обучавшихся по программе Курсов эффективного преподавателя (шестнадцать из двадцати трех). В последнее время я заметил изменения в их поведении, которые ...
  • Сонник: родить ребенка
    Если женщине снятся ее собственные роды, значит, судьба дарит ей еще один шанс начать жизнь с «белого листа». Не упустите его: проведите переоценку ценностей и осмыслите свое предн ...
  • Несколько биоэнергетических упражнений
    Биоэнергетика — часть телесной терапии. Тело изучается через его энергетические процессы и описывается как «биоэлектрический океан». А в соответствии с восточной традицией этот «океан» движется по мер ...
  • Синяя гандура
    Эта большая композиция впервые была показана публике на макетах витражей для часовни. Здесь А. М. перешел от первых небольших аппликаций-гуашей к макетам в натуральную величину, если можно так выразит ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru