Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

О понятии и сущности одаренности

В О. речь идет вообще не об определенных актазг мышления, но о таких, которые наиболее целесообразны для данного момента. Этим вносится определенное изменение в мое собственное определение О. (основной текст, стр. 22); и тем, что мы теперь можем такое изменение внести, мы обязаны, с одной стороны — развившемуся за это время анализу психологии мышления, а с другой—критике, которой наше прежнее определение подверглось со стороны других исследователей (В. Петерс и Боген). Вместо формулировки:
О.—это способность „сознательно устанавливать мышление на новые требования", следует сказать:
„О- — это способность устанавливаться на новые требования путем целесообразного использования интеллектуальных средств".
Прежнее определение понятия могло дать повод к предположению, словно бы сущность одаренности конституируется моментом сознательного мышления. Это неправильно. Сущность О. человека не в том, что он может мыслить, но в том, что он своим мышлением может распоряжаться как средством для определенных жизненных задач—а именно, только там, где оно требуется и только так, как оно оказывается наиболее целесообразным.
Два совершенно различных момента характеризуют, след., понятие О.: во 1-х психологический — обладание определенными интеллектуальными содержаниями (понятиями, суждениями) и способность вообще выполнять определенные интеллектуальные акты (напр., абстрагирование, комбинирование, улавливание отношений). Но не надо упускать из виду и момента личного, и он в сущности является решающим): эти интеллектуальные содержания и акты применять только там, где вопрос касается осмысленной цели личности.
Произведенный за последние годы анализ тестов с точки зрения психологии мышления, частью опирающийся на высказывания испытуемых, частью—на наблюдения над процессом работы и на истолковании полученных результатов— дал богатый материал для освещения обоих моментов.
С одной стороны, они вскрыли состав интеллектуальных содержаний и актов, который обнаруживается при обработке тестовых заданий; один из важнейших результатов в этом направлении — тот, что с поразительной отчетливостью выступает своеобразие структуры детского мышления по сравнению с мышлением взрослых Долгое время были уверены, что определенные тестовые решения (правильные н неправильные) должны однозначно сводиться к вполне определенным мыслительным процессам (ибо последние у взрослых^ связаны с этими решениями); лишь мало по малу мы стали глубже проникать в те особенные пути, по которым идет детская мысль в ту своеобразную диффузию, которая присуща детским интеллектуальным содержаниям, в органическую связь интеллектуальных содержаний и процессов со специфически детскими интересами и направленностью мышления 1).

Последние новости

Случайные новости

  • Нарушения в социальном развитии и коммуникации
    Аутизм и атипичные нарушения психического развития описываются в главах 15 и 26. Поэтому здесь мы рассмотрим реактивные нарушения. Предполагается, что уже с момента рождения ребенка он и его родители ...
  • Вечное бытие
    Я нашел свою заметку, сделанную несколько лет назад, когда я намеревался писать обо всем этом, но отвлекся на что-то другое.
  • Изнутри —наружу
    Интересно то, что принцип С. Кови «изнутри —наружу» во многом говорит о том же: основа успеха (как и счастья) в том, чтобы быть внутренне ответственным за свои поступки, не винить в промахах других, а ...
  • Треугольник Раухфуса—Грокко
    Треугольник Раухфуса—Грокко появляется при массивном выпотном плеврите и объясняется смещением в здоровую сторону сердца и средостения, определяется на здоровой стороне в виде треугольной формы тупост ...
  • Заказ дипломной работы в Москве.
    Успешная защита дипломной работы – свидетельство хорошей подготовки будущего профессионала и подтверждение его высокой квалификации.
  • Длительная работа над картиной и шоу гигантских мыльных пузырей
    Перед зрителем светлая, просторная изба. В ней все: и свежевыструганные стены, и стол, уставленный деревенской снедью, и сверкающая белизной новая скатерть, и празднично красивые костюмы колхозников- ...
  • Экскурсия на тему «Музеи города».
    Экскурсии в музеи выбираются но усмотрению преподавателя в зависимости от лекционного материала или тем практических занятий.
  • Борьба между повелительно-нисходящим мотивом
    Скерцовая вторая часть начинается - опять у фортепиано- насмешливо отрывистым мотивом. Из его четвертого и пятого тактов развивается не только озорной («насмешливый») мотив кларнета, но и тема среднег ...
  • Выбор крестильного набора
    Из семи Великих таинств православной Церкви - первым является \"Крещение\". При троекратном погружении верующего человека в купель со святой водой и обращением в молитве священнослужителя к имени Прес ...
  • Когда родительская власть кончается
    Ссылаться на родительский авторитет в общении с детьми можно лишь при наличии определенных условий. Родитель должен быть уверен, что обладает всей полнотой власти — что предложенные им награды будут д ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru