Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

О понятии и сущности одаренности

В О. речь идет вообще не об определенных актазг мышления, но о таких, которые наиболее целесообразны для данного момента. Этим вносится определенное изменение в мое собственное определение О. (основной текст, стр. 22); и тем, что мы теперь можем такое изменение внести, мы обязаны, с одной стороны — развившемуся за это время анализу психологии мышления, а с другой—критике, которой наше прежнее определение подверглось со стороны других исследователей (В. Петерс и Боген). Вместо формулировки:
О.—это способность „сознательно устанавливать мышление на новые требования", следует сказать:
„О- — это способность устанавливаться на новые требования путем целесообразного использования интеллектуальных средств".
Прежнее определение понятия могло дать повод к предположению, словно бы сущность одаренности конституируется моментом сознательного мышления. Это неправильно. Сущность О. человека не в том, что он может мыслить, но в том, что он своим мышлением может распоряжаться как средством для определенных жизненных задач—а именно, только там, где оно требуется и только так, как оно оказывается наиболее целесообразным.
Два совершенно различных момента характеризуют, след., понятие О.: во 1-х психологический — обладание определенными интеллектуальными содержаниями (понятиями, суждениями) и способность вообще выполнять определенные интеллектуальные акты (напр., абстрагирование, комбинирование, улавливание отношений). Но не надо упускать из виду и момента личного, и он в сущности является решающим): эти интеллектуальные содержания и акты применять только там, где вопрос касается осмысленной цели личности.
Произведенный за последние годы анализ тестов с точки зрения психологии мышления, частью опирающийся на высказывания испытуемых, частью—на наблюдения над процессом работы и на истолковании полученных результатов— дал богатый материал для освещения обоих моментов.
С одной стороны, они вскрыли состав интеллектуальных содержаний и актов, который обнаруживается при обработке тестовых заданий; один из важнейших результатов в этом направлении — тот, что с поразительной отчетливостью выступает своеобразие структуры детского мышления по сравнению с мышлением взрослых Долгое время были уверены, что определенные тестовые решения (правильные н неправильные) должны однозначно сводиться к вполне определенным мыслительным процессам (ибо последние у взрослых^ связаны с этими решениями); лишь мало по малу мы стали глубже проникать в те особенные пути, по которым идет детская мысль в ту своеобразную диффузию, которая присуща детским интеллектуальным содержаниям, в органическую связь интеллектуальных содержаний и процессов со специфически детскими интересами и направленностью мышления 1).

Последние новости

Случайные новости

  • Особенности движений рук и ног
    И все-таки Лори постепенно оттаивала, если так можно выразиться, медленно отходила, или, по крайней мере, этот процесс затрагивал отдельные части ее тела. На протяжении лет, проведенных ею в состоянии ...
  • Что такое аутоспаррингование?
    Аутоспаррингование - обычный прием, когда два юных теннисиста играют друг с другом. Частный случай аутоспаррингования - самоспаррингование (игра со стенкой). Конечно же, наиболее ценно - суперспарринг ...
  • Как мужчины обустраивают свои комнаты?
    В детстве у нас с братом была одна комната на двоих. Что тут скажешь – кавардак стоял страшный. Маме то и дело приходилось наводить порядок, раскладывая по своим местам куклы, машинки, роботов, мягкие ...
  • Использование жестов и движений
    При возникновении сложностей в процессе формирования устной речи, в качестве средств общения успешно используются системы, представляющие собой сочетания слов, мимики, жестов, движений, картинок, симв ...
  • Оперы русских композиторов
    Творческая помощь русских композиторов сыграла существенную роль в развитии чувашской оперы. В. Иванишин - автор первой национальной оперы «Нарспи».
  • От идеи до изделия
    Мощный шагающий экскаватор на выемке грунта и ру- ^ды в открытом карьере заменяет до 15 тыс. землекопов с лопатами. Этот экскаватор со 100-метровой стрелой располагает моторами, мощности которых доста ...
  • Отражение политехнического принципа
    В век технического прогресса, когда происходит быстрое моральное старение техники/и замена ее в короткие сроки новым оборудованием, ученик практически не может быть подготовлен таким образом, чтобы он ...
  • Развивающие прогулки с малышом
    Летние прогулки – это замечательная возможность оздоровления и развития детей. Можно вволю побегать, поиграть, понаблюдать за облаками лежа на душистой травке. В это удивительное время года ...
  • Человек без компромиссов
    Он репетировал великолепно, самозабвенно! Сидящие в зале актеры не удержались и зааплодировали (это единственный раз в своей жизни я видел, как актеры аплодируют товарищу на репетиции).
  • Воспитание самостоятельности
    Важным условием воспитания самостоятельности своего ребенка является и то, что вы никогда не будете отказывать своему малышу в помощи.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru