Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Безусловная предпосылка успешного выполнения оценки

Производящий оценку учитель должен прежде всего иметь ввиду возможно больше сторон в поведении ученика, и только из совокупности их выводить соответствующую картину большей или меньшей О. учеников. Преимущественно» конечно, он будет обращать внимание на отношение учеников к о б уч е н и ю; но наряду с этим наблюдение за детьми во время перемен, на площадке для игр и на прогулках будет доставлять ему ценные штрихи. Прежде всего он должен будет обращать внимание на ясно выраженные проявления мышления: на понимание сложных зависимостей, на отыскание логических соотношений, на мысленное разложение сложных явлений на их составные части, на правильное комбинирование отдельных элементов, на нахождение решений, на распознавание ошибок и нелепостей (на критическую работу ума); но, с другой стороны, он должен будет помнить и об участии О. в работе памяти и фантазии, в творческом ручном труде, в практическом умении справляться с затруднениями, в выработке планов и т, д. Учитель должен будет остерегаться ошибок, чтобы не принять простую наличность готовых знаний, известную бойкость языка или психическую подвижность за соответственно высокую степень О., и наоборот, чтобы не отнести слабое развитие указанных свойств за счет слабой О. Он должен также иметь ввиду и застенчивость и противоположное ей свойство: высокомерно замыкающаяся сама в себе гордость часто может дать обманчивую картину недостаточной общей О. Затем еще одно затруднение заключается в том, что при оценке должны быть выявлены только различия в степени О.; производящий оценку должен пытаться, пренебрегая имеющимися, быть может, качественными различиями, достигнуть общего количественного суждения об О.
Из этих указаний видна трудность поставленной здесь задачи, но эта же трудность служит и сильным импульсом к более тонкому психологическому анализу.
Безусловная предпосылка успешного выполнения оценки О. это—чтобы учитель провел вместе с оцениваемыми учениками, по крайней мере, несколько месяцев и имел возможность точно и изучить их 1). Затем надо еще отличать случаи, когда предложение составить оценки О. застает учителя неподготовленным,—от случаев, когда последний имеет возможность более или менее продолжительное время посвятить себя подготовке к этому. До сих пор имело место большей частью первое: к учителям неожидано обращались с просьбой—как можно скорее предпринять оценку О. в целях каких либо психологических исследований. Естественно, что в таких случаях они должны были пользоваться преимущественно способом реконструкции; им приходилось дополнительно восстанавливать в своей памяти наблюдения и события, казавшиеся пригодными для того, чтобы обрисовать О. каждого отдельного ученика. Иначе обстоит дело, когда они сами могут выбрать себе срок составления оценки. В этом случае они могут уже в течение нескольких недель наблюдать учеников, следя за их поступками и теми проявлениями их поведения, которые характерны для их О. Результат оценки должен выразиться в расположении учеников в ранговый ряд2). Чтобы придать этому ряду возможно большую точность—необходимо придерживаться известных условий.
В общий ранговый ряд по одаренности
Поэтому-то оценка О. почти всегда ограничивается учениками каждого отдельного класса; но и в пределах одного класса необходимо еще позаботиться об однородности не только путем исключения явно ненормальных учеников, но и путем ограничения возрастной группы определенными пределами. Так, напр., если в классе 5-го года школьного обучения, которому в норме соответствует Х.В. учеников от 10—11 лет, находятся 13-ти летние мальчики, то последних нельзя включить в ранговый ряд О. Действительно, учитель не в состоянии будет определить, в какой мере наличная у них О. должна быть приписана их более высокому возрасту; а эта доля, конечно, будет устранена при сравнении с 11 летними. Поэтому надо подвергать отбору учеников в каждом классе, в котором желают произвести оценку О. Указать для этой цели схематические правила невозможно. Границы возраста, в пределах которых еще допустимо включать учеников в группу, подвергаемую оценке, зависят от различных обстоятельств; на старших возрастных ступенях допустимы более широкие пределы, чем на ступенях младших и т, д. В общем, по моим вычислениям оказалось, что із каждом классе около 20—25% учеников не должны быть включены в ранговый ряд О.
Лишь после этого возможно установление рангового порядка остальных учеников. При этом однако нельзя заходить слишком далеко в применении принципа расположения по рангу,—требуя во что бы то ни стало для каждого ребенка указания особого места. Очень часто, особенно на средних уровнях О., будет чувствоваться произвол в причислении ученика А. к более низкому рангу, чем ученика Б., т. к. нет возможности прити к определенному суждению относительно сравнительной ценности присущей каждому из них О. Тогда поступают по следующему правилу: равноценные индивиды получают в ранговом ряду одинаковый номер, соответствующий арифметической средней из приходящихся на их долю последовательных номеров рангового ряда. Если, например, 4 индивида, которые должны были занимать 5, 6, 7 и 8-е места в ранговом ряду, представляются равноценными, то все они получают одно ранговое место с номером— (5+6-J-7—j—8) : 4=6 /9. Если приходится неоднократно прибегать к этому приему, то число различных рангов, которыми оценивают и располагают, вследствие этого уменьшается. Однако эта невыгодная сторона с избытком уравновешивается тем преимуществом, что устраняется произвол в распределении по рангу. Нет никакой беды в том, что в классе, состоящем из 30 учеников, мы получим только 20 или даже только дюжину различных нумеров по рангу О.

Последние новости

Случайные новости

  • Аккумуляция травматических переживаний
    Попытка оценить по субфазам развитие Донны привела нас в замешательство. Перед нами были одаренный ребенок и мать, которая и хотела, и была готова отреагировать на его малейшие сигналы. И в то же врем ...
  • Южанин-неаполитанец
    Конфликт Кроче и Пиранделло был вызван разным отношением к кризису Рисорджименто. Для Кроче его «Эстетика» открывала выход из кризиса, и в этом исторический оптимизм Кроче, придавший его концепции, пр ...
  • Ошибки на слабые позиции гласных
    Более чем в два раза выросло число знаков орфографического сомнения в орфограммах слабых позиций гласных. В среднем, первоклассники в ситуации повышенной орфографической ответственности, желая минимиз ...
  • Лечение психических расстройств в пожилом возрасте: аспекты фармакотерапии, психотерапии, психосоциа ...
    При диагностике и терапии психических расстройств в пожилом возрасте в настоящее время врачи и психологи могут использовать широкий спектр стратегий, разработанных в геронтопсихиатрии, геронтопсихосом ...
  • Об интимности
    Глубина раскрытия определяется интимностью, приватностью ситуации. Интимной мы назовем такую ситуацию взаимодействия, в которой осуществляются все компоненты внутреннего мира человека, идет самое глуб ...
  • Как выбрать торговые, фасовочные весы?
    Электронные весы всегда имеют определенный предел в плане минимальной и максимальной нагрузки. Они называются наивысшими и наенизшими пределами. Показания весов всегда считаются недостоверными, если о ...
  • Заключительные замечания
    При доказанной на высоком уровне научной очевидности эффективности, все описанные методы когнитивно-поведенческой терапии до сих пор не играют особой роли в лечении инсомний в практике ни врачей общег ...
  • Работа Свердлина в роли Хлебникова
    И сейчас, вспоминая этот спектакль и этот монолог, хочется добавить: и какой был удивительный Свердлин!
  • ПОЗДРАВЛЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ
    Праздник, который пришел к нам прямо из детства, остается актуальным и самым ожидаемым и в преклонном возрасте.
  • Необходимости балансировать между текущими целями и потребностями будущего
    Следует отметить, что некоторые понятия, используемые гарвардскими преподавателями, нам кажутся близкими: На- пример, значимость для своей семьи и значимость в обществе как одна из форм достижения. Ал ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru