Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Безусловная предпосылка успешного выполнения оценки

Производящий оценку учитель должен прежде всего иметь ввиду возможно больше сторон в поведении ученика, и только из совокупности их выводить соответствующую картину большей или меньшей О. учеников. Преимущественно» конечно, он будет обращать внимание на отношение учеников к о б уч е н и ю; но наряду с этим наблюдение за детьми во время перемен, на площадке для игр и на прогулках будет доставлять ему ценные штрихи. Прежде всего он должен будет обращать внимание на ясно выраженные проявления мышления: на понимание сложных зависимостей, на отыскание логических соотношений, на мысленное разложение сложных явлений на их составные части, на правильное комбинирование отдельных элементов, на нахождение решений, на распознавание ошибок и нелепостей (на критическую работу ума); но, с другой стороны, он должен будет помнить и об участии О. в работе памяти и фантазии, в творческом ручном труде, в практическом умении справляться с затруднениями, в выработке планов и т, д. Учитель должен будет остерегаться ошибок, чтобы не принять простую наличность готовых знаний, известную бойкость языка или психическую подвижность за соответственно высокую степень О., и наоборот, чтобы не отнести слабое развитие указанных свойств за счет слабой О. Он должен также иметь ввиду и застенчивость и противоположное ей свойство: высокомерно замыкающаяся сама в себе гордость часто может дать обманчивую картину недостаточной общей О. Затем еще одно затруднение заключается в том, что при оценке должны быть выявлены только различия в степени О.; производящий оценку должен пытаться, пренебрегая имеющимися, быть может, качественными различиями, достигнуть общего количественного суждения об О.
Из этих указаний видна трудность поставленной здесь задачи, но эта же трудность служит и сильным импульсом к более тонкому психологическому анализу.
Безусловная предпосылка успешного выполнения оценки О. это—чтобы учитель провел вместе с оцениваемыми учениками, по крайней мере, несколько месяцев и имел возможность точно и изучить их 1). Затем надо еще отличать случаи, когда предложение составить оценки О. застает учителя неподготовленным,—от случаев, когда последний имеет возможность более или менее продолжительное время посвятить себя подготовке к этому. До сих пор имело место большей частью первое: к учителям неожидано обращались с просьбой—как можно скорее предпринять оценку О. в целях каких либо психологических исследований. Естественно, что в таких случаях они должны были пользоваться преимущественно способом реконструкции; им приходилось дополнительно восстанавливать в своей памяти наблюдения и события, казавшиеся пригодными для того, чтобы обрисовать О. каждого отдельного ученика. Иначе обстоит дело, когда они сами могут выбрать себе срок составления оценки. В этом случае они могут уже в течение нескольких недель наблюдать учеников, следя за их поступками и теми проявлениями их поведения, которые характерны для их О. Результат оценки должен выразиться в расположении учеников в ранговый ряд2). Чтобы придать этому ряду возможно большую точность—необходимо придерживаться известных условий.
В общий ранговый ряд по одаренности
Поэтому-то оценка О. почти всегда ограничивается учениками каждого отдельного класса; но и в пределах одного класса необходимо еще позаботиться об однородности не только путем исключения явно ненормальных учеников, но и путем ограничения возрастной группы определенными пределами. Так, напр., если в классе 5-го года школьного обучения, которому в норме соответствует Х.В. учеников от 10—11 лет, находятся 13-ти летние мальчики, то последних нельзя включить в ранговый ряд О. Действительно, учитель не в состоянии будет определить, в какой мере наличная у них О. должна быть приписана их более высокому возрасту; а эта доля, конечно, будет устранена при сравнении с 11 летними. Поэтому надо подвергать отбору учеников в каждом классе, в котором желают произвести оценку О. Указать для этой цели схематические правила невозможно. Границы возраста, в пределах которых еще допустимо включать учеников в группу, подвергаемую оценке, зависят от различных обстоятельств; на старших возрастных ступенях допустимы более широкие пределы, чем на ступенях младших и т, д. В общем, по моим вычислениям оказалось, что із каждом классе около 20—25% учеников не должны быть включены в ранговый ряд О.
Лишь после этого возможно установление рангового порядка остальных учеников. При этом однако нельзя заходить слишком далеко в применении принципа расположения по рангу,—требуя во что бы то ни стало для каждого ребенка указания особого места. Очень часто, особенно на средних уровнях О., будет чувствоваться произвол в причислении ученика А. к более низкому рангу, чем ученика Б., т. к. нет возможности прити к определенному суждению относительно сравнительной ценности присущей каждому из них О. Тогда поступают по следующему правилу: равноценные индивиды получают в ранговом ряду одинаковый номер, соответствующий арифметической средней из приходящихся на их долю последовательных номеров рангового ряда. Если, например, 4 индивида, которые должны были занимать 5, 6, 7 и 8-е места в ранговом ряду, представляются равноценными, то все они получают одно ранговое место с номером— (5+6-J-7—j—8) : 4=6 /9. Если приходится неоднократно прибегать к этому приему, то число различных рангов, которыми оценивают и располагают, вследствие этого уменьшается. Однако эта невыгодная сторона с избытком уравновешивается тем преимуществом, что устраняется произвол в распределении по рангу. Нет никакой беды в том, что в классе, состоящем из 30 учеников, мы получим только 20 или даже только дюжину различных нумеров по рангу О.

Последние новости

Случайные новости

  • Письмо Мери Шелли и уборка после ремонта спб
  • Огромная работа над поисками музыкального образа
    Существует непреложный закон использования музыки в спектаклях драматического театра. Музыка не имеет права подменять актера, иллюстрировать то, что по праву является спецификой его творчества, то, чт ...
  • Театр кукол. Наблюдения натуры, слайды.
    Лепка головы выбранного персонажа (образ персонажа). Пластилин. Создание костюма кукольного персонажа.
  • Что такое убеждение.
    Убеждение особенно эффективно можно использовать при индивидуальном общении, так как для убеждения важна предельная концентрация внимания на обсуждаемом предмете.
  • Монтаж плитки с помощью плиточного клея
    Керамическая плитка является одним из самых прочных, практичных и доступных отделочных материалов, поэтому ее активно используют для облицовки внутренних стен, фасадов и каминов, укладывают ее на пол ...
  • Неэффективные способы конфронтации в общении с детьми
    Не будет преувеличением, если я скажу, что у нас на занятиях девяносто девять родителей из ста используют неэффективные методы общения, когда поведение детей становится для них помехой. Преподаватель ...
  • Обучение матерей
    Сегодня мы получили письмо от Каролины, написанное 13 августа. Письмо содержит один вопрос, на который мы хотим здесь ответить. Из письма Каролины мы поняли, что Вы не только получили наш материал, но ...
  • Как можно купить бу авто в кредит
    Методов приобретения автомобиля сейчас достаточно много. Очень часто автолюбители обращают внимание на подержанные машины. Это вполне понятно, поскольку такие авто обходятся значительно дешевле. Но вс ...
  • Жизнь дает нам возможность потренироваться
    Возможно, это утверждение вызывает сомнение. Мы все знаем, что у одних не получается создать и сохранить семью из-за отсутствия терпения, у других — любви, у третьих — из-за родителей одного из супруг ...
  • Родители зачастую виноваты сами
    Вспомните, не потел ли ваш ребенок под ватным или пуховым одеялом, раскрываясь даже во сне для охлаждения своего тела, а заботливая мама (бабушка) следила чтобы дитя, не дай бог, \"не раскрылся\" во с ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru