Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

«Народное» определение счастья: сравнительное ощущение

Попросите окружающих дать вам определение счастья. Опрос, скорее всего, закончится тем, что самым распространенным окажется взгляд на счастье как на относительное ощущение. Как кто-то пошутил, «жизнь была комфортной и скучной, пока не пришел в военкомат» или «самое приятное в катании на горных лыжах — когда снимаешь ботинки». Обе шутки свидетельствуют об относительности категории счастья и подчеркивают, что о счастье мы узнаем или когда тяжелые времена уже пришли, или когда они еще только наступают. Как вы помните, древние греки доводили этот взгляд до экстрима и вообще считали, что о том, был ли человек счастлив, можно сказать только после его смерти.
То, что счастье — понятие относительное, советские люди помнят по фразе «Опять ты мне икру поставила. Не могу я ее больше есть». Кажется, так Верещагин в «Белом солнце пустыни» реагировал на миску черной икры, которую ему предстояло съесть. Думаю, что в момент первого просмотра фильма у тысяч советских зрителей эта фраза вызвала немедленный подсознательный рефлекс. Они готовы были бежать на кухню и предложить ему свою буханку в обмен на ложку икры. А у Верещагина икры было много, а вот хлеба для относительного счастья не хватало!
С чем же нужно сравнивать, чтобы почувствовать себя счастливым? С моментами, когда было хуже? А может, вообще сравнивать не нужно?! Похоже, что для большинства людей счастьем является положение повседневной жизни, в которой все более-менее здоровы, все заняты тем, что им в какой-то степени по душе. Эта повседневная жизнь небогата на острые положительные эмоции, которые по молодости мы путаем со счастьем. Известный философ-стоик и по совместительству римский император Марк Аврелий считал, что счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
Действительно, большинству из нас кажется: что привычно, нельзя назвать счастьем. Правда, так не считают те, кто постоянно напоминает себе, какой ценой это «привычное» достигнуто, или те, кто недавно перенес тяжелую болезнь, или те, кто потерял очень близких людей. Таким людям прежнее, «привычное», время кажется очень счастливым!
Наше внутреннее стремление к сравнению всего и вся является одной из основ ощущения счастья, но оно так обманчиво! Вернемся снова к исследованиям, проведенным Д. Канеманом. Во всех книгах, посвященных теме счастья, упоминается проведенный им опрос пациентов, прошедших КО 7X0 но с копию (процедура, во время которой в кишечник вводится трубка для осмотра его внутреннего состояния). Одна группа пациентов прошла эту неприятную процедуру в регламентированном режиме, а другой ее удлинили на две минуты, в течение которых трубку держали без движения, прежде чем вытащить. После опроса оказалось, что пациенты из второй группы перенесли эту процедуру гораздо легче.
По-видимому, две минуты отдыха делали заключительные ощущения пе столь болезненными, и поэтому вся процедура казалась более легкой. Иначе говоря, память людей апеллировала даже не к самой процедуре, которая была одинаково дискомфортной для обеих групп, а к ее заключительной стадии, которая у первой группы была более интенсивной. Этот эксперимент подтвердил не только то, что «уровень счастья» — сравнительная величина. Он также продемонстрировал, как мало нужно для того, чтобы дискомфорт показался нам комфортом, что очень обнадеживает! Это своего рода образ «палитры» в медицине.
Вам не кажется, что, если бы мы не сравнивали, все было бы гораздо проще?! Но раз уж стремление к сравнению — некая неизбежная составляющая нашей натуры, приведем принцип, который хоть как-то контролирует это качество, не отрицая его. Этот принцип предложил А. Шопенгауэр: «Неудовлетворенность собой — несчастье», а, следовательно, удовлетворенность — счастье.

Последние новости

Случайные новости

  • Основные возможности проекта "Столыпин"
    Проект Всероссийская сеть виртуальных торговых центров» дает потребителю возможность изучить множество ресурсов для сравнения.
  • Искусственно стимулировать
    Лори до такой степени не осознавала происходящее внутри ее тела, что в первые месяцы не демонстрировала ни единого признака, по которому можно было бы догадаться о протекании процесса дефекации. Неред ...
  • Бригада при родах высокого риска
    Руководитель, организующий проведение реанимационных мероприятий и при необходимости проводящий восстановление проходимости дыхательных путей. Три ассистента Один — для оценки ЧСС и проведения (в случ ...
  • Профессиональная видеосъемка от студии "Видеоника"
    С развитием мультимедийных технологий, подача информации в видео-формате обретает все большую популярность.
  • В отечественной психологической науке
    Многоуровневая теория Й. Лангмейера и З. Матейчека (1984) постулирует разнородность причин, форм (сенсорная, когнитивная, эмоциональная, социальная) и клинических проявлений психической депривации, ко ...
  • Выбор школы
    В каком возрасте лучше идти в школу? Универсального ответа на этот вопрос, конечно, не существует. Обычно в первый класс дети в нашей стране идут в семилетием возрасте.
  • Преимущества групповой игровой терапии
    Групповая игровая терапия сочетает терапевтические элементы групповой терапии и уникальный стиль общения, характерный для индивидуальной игровой терапии, тем самым создавая основу для чрезвычайно дина ...
  • Оригинальные поделки для мамы на 8 марта
    Знаменитые детские психологи настоятельно рекомендуют всем родителям заниматься с детьми творчеством в домашних условиях или в специальных развивающих центрах и клубах.
  • Задачи для упражнений
    По каждой теме учебной программы, расчлененной на проблемы, необходимо разработать методически целесообразную систему упражнений в порядке возрастающей сложности, дающую самый короткий путь для приобр ...
  • Обезвоживание ребенка
    Поначалу мы полагали, что это связано с обезвоживанием, но после того, как мы дали ей напиться вдоволь, ситуация абсолютно не изменилась. Мы пытались смочить или смазать ее губы и тем самым облегчить ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru