Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Способность занять точку зрения

Способность занять точку зрения, отличную от своей собственной, - это тот шаг развития, который могут сделать ученики, если их начальное образование строилось в форме учебной деятельности. Какие способы действия обеспечивают способность человека понять основания точки зрения, отличной от его собственной? Во-первых, основательность и осознанность оснований собственной точки зрения, что в учебной деятельности обеспечивается средствами мыслительного анализа предмета обсуждения - в первую очередь, учебными схемами. Однако этого достаточно лишь для того, чтобы сказать собеседнику: «Нет, ты не прав, потому что прав я ». Это могут сделать и первоклассники, овладевшие первыми понятиями.
Второй составляющей умения разобраться в основаниях точки зрения другого человека являются способности понимания, не совпадающие со способностями мышления и позволяющие сказать собеседнику: «Если ты будешь и далее действовать так, как ты считаешь правильным, то получится ». Довести логику собеседника до абсурда способен тот человек, который одновременно думает и так, как думает он сам, и иначе. Эти два одновременных направления мысли пересекаются на тех фактах, которые противоречат очевидности и явно обнажают ошибки одной из логик. В первом классе эту работу практически целиком берет на себя учитель, к концу начальной школы она становится доступной и ученикам.
Проиллюстрируем эту мысль на примере IV года обучения Мити и его одноклассников. Урок русского языка посвящен одной орфограмме - чередованию гласных «И/Е» в корнях слов. На доске написаны слова для работы:
соберу - собираю умереть - умираю запереть - запираю тереть - стираю прочесть - прочитаю блестеть - блистать выберу - выбираю вычесть - вычитать

Последние новости

Случайные новости

  • Специальное музыкальное образование
    Я считаю, что такие учреждения, как консерватория и бывшие императорские театры, невозможно реформировать революционным методом по причине их колоссальной инертности: такие сложные и громоздкие вещи о ...
  • Согласие ребенка
    Норовистому ребенку нужно время на то, чтобы «оттаять» и переменить свою позицию. Ему нужно услышать от нас: «Ты очень умный и изобретательный.
  • Отличия социальной идентичности.
    Таким образом, критериями отличия социальной идентичности от личной не являются:
  • Анализ эффектов
    Анализ статистики показал, что во время последних забегов на скачках значительное количество игроков на практике предпочитают первую формулировку, т.е. в реальной жизни проигравшие избирают именно так ...
  • Штрихи к портрету Б. Л. Яворского
    В другом случае, на репетиции Девятой симфонии Бетховена (в том же, 1920 году), когда симфонию играли на двух фортепиано Л. М. Полонская, И. С. Рабинович, Б. Л. и я (Ф. М. Блуменфельд присутствовал), ...
  • Благие намерения
    Мы знаем, что студентам необходимо лучше контролировать процесс своего обучения. Для этого хороши те методы, которые мы с вами уже обсуждали. Например, они должны тестировать сами себя: это дает как п ...
  • Зеркало
    Взаимоотношения с каждым человеком — это своего рода зеркало. В нем ты видишь себя глазами другого, т.е. иначе, не так, как, по твоему мнению, люди видят тебя. Предполагая это восприятие, ты подстраив ...
  • Сравнение успеваемости обучающихся
    В группе токарей из 31 обучающегося на второй ступени получили очередной (3-й) разряд только семь человек, однако у остальных рабочих, не получивших повышенный разряд, выработка в среднем повысилась с ...
  • Спрос, проведенный в конце эксперимента
    К удивлению исследователей, спрос, проведенный в конце эксперимента, показал, что подросткам жизнь прошлых поколений понравилась больше. Простых развлечений типа прослушивания радио им оказалось доста ...
  • Игры для детей от 4 до 5 лет.
    Четвертое - лишнее У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте малышу подобные тренировки внимания. Вот перед ним лежат кукла, мишка, тарелка, кубик.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru