Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Понимание точки зрения собеседника

Понимание точки зрения собеседника вплетено в ткань любого диалога, в том числе и учебного. В самом начале обучения львиную долю труда по организации взаимопонимания в учебном диалоге берет на себя учитель. Крошечный фрагмент урока в самом начале первого класса дает представление о том, что делает учитель для того, чтобы детские реплики были адресованы не только ему, но всем участникам работы, и с какими типичными трудностями сталкивается.
1. Учитель: Выберите букву, чтобы обозначить гласный звук в слове СЫР.
2. Инна: Я предлагаю букву «Ы».
3. Ваня: А я предлагаю букву «И».
4. Яша: Оба правы!
5. Учитель: Яша, ты кому сейчас говоришь?
6. Яша: Ваня и Инна, вы все правы, потому что если согласный мягкий, то нужно «И» поставить, а если согласный твердый, то «Ы».
7. Ваня: Я чего-то не понял...
8. Учитель: Кто понял мысль Яши и объяснит ее нам с Ваней?
9. Лиза: Ваня, ты не прав, потому что буква «Ы» стоит после твердого согласного.
Развитие учебной самостоятельности
10. Учитель: Ваня, ты настаиваешь на своем мнении?
11. Ваня: Я выберу букву «Ы».
12. Учитель: А про что думал Ваня, когда предлагал выбрать «И»?
13. Яша: Надо у Вани спросить156.
Ваня - завзятый спорщик. Время от времени он вступает в пререкания, не подумав, просто ради азарта. Но вообще-то Ваня - один из самых думающих учеников в классе. Трудно с уверенностью сказать, почему этот умнейший мальчик ввязывается в спор по такому, казалось бы, очевидному вопросу. Может быть, он, как это часто бывало, прослушал вопрос, но вспомнил недавно выведенное правило: после твердых согласных гласные звуки обозначаются буквами А, О, У, Э, Ы, а после мягких - буквами Я, Ё, Ю, Е, И.
Яша чрезвычайно импульсивен, слушает вполуха и зачастую недодумывает услышанное. Судя по его последующей реплике 6, сейчас он тоже вспоминает правило, а не выбирает букву для слова СЫР.
Учитель уже три месяца задает этот вопрос и приучает своих первоклассников к элементарным социальным навыкам: поворачиваться лицом к тому, с кем разговариваешь, называть его по имени. Сейчас он помогает ребенку с низким уровнем самоконтроля заменить импульсивную реакцию на подобающую ученику светскую формулу поведения в диалоге.

Последние новости

Случайные новости

  • Как выбрать детскую одежду
    К выбору детской одежды необходимо подходить со всей серьезностью. Она должна быть не только красивой, но и качественной, что особо важно. Первым делом стоит обращать внимание на материал.
  • Помощь хозяйкам от фирмы Neff
    Если вы отличная хозяйка и умеете готовить, то индукционные варочные панели для вас. С помощью новых идей фирмы Neff еда готовится быстрее и гораздо более вкусной.
  • Уроки, взятые у Мейерхольда
    Уроки, взятые у Мейерхольда в годы молодости, не пропали даром, они оставались в глубине его души, в искренности, в полноте веры Свердлина во все, что он делал в театре и кино.
  • Когда преподаватель спросил даму
    Шестнадцатилетний Джеймс, вернувшись домой из школы, сообщил, что учителя обещали ему неудовлетворительные оценки в четверти по двум предметам. Я попыталась «разговорить» его, используя метод, о котор ...
  • Организация работы преподавателя
    Обучение рабочих на производстве по ступенчатой системе является специально организованной, целенаправленной познавательной деятельностью обучающихся под руководством преподавателя и инструктора произ ...
  • «ГУАШЬ» для детей.
    Кинофрагмент используется с целью систематизации знаний о работе гуашевыми красками.
  • Современные девочки-спортсменки
    Для современных девочек (начала 21 века) нормой считается: 8-9 лет телархе и пубархе, 10-12 лет - менархе. Для мальчиков: 9-10 лет телархе и 10-12 пубархе. В зависимости от физиологического типа ребен ...
  • Какой матрас лучше для ребенка
    К выбору матраса нужно подходить основательно, учитывая все факторы его влияния на крепкий сон ребенка и его здоровье. Матрас должен обеспечивать правильное положение ребенка во время сна, а для этого ...
  • Единое понимание образа
    Именно в таких случаях актера и называешь артистом. Лев Свердлин был артист не только в силу своего таланта, а еще и потому, что относился к работе удивительно ответственно. Это касалось и больших рол ...
  • Своеобразная любовь
    Розмари Сэ в «Санди телеграф»,- она видела спектакль несколько лет назад в Москве,- писала: «...постановка продолжает быть триумфальной - это любовно составленная мозаика из недосказанных слов, скрыты ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru