Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Понимание точки зрения собеседника

Понимание точки зрения собеседника вплетено в ткань любого диалога, в том числе и учебного. В самом начале обучения львиную долю труда по организации взаимопонимания в учебном диалоге берет на себя учитель. Крошечный фрагмент урока в самом начале первого класса дает представление о том, что делает учитель для того, чтобы детские реплики были адресованы не только ему, но всем участникам работы, и с какими типичными трудностями сталкивается.
1. Учитель: Выберите букву, чтобы обозначить гласный звук в слове СЫР.
2. Инна: Я предлагаю букву «Ы».
3. Ваня: А я предлагаю букву «И».
4. Яша: Оба правы!
5. Учитель: Яша, ты кому сейчас говоришь?
6. Яша: Ваня и Инна, вы все правы, потому что если согласный мягкий, то нужно «И» поставить, а если согласный твердый, то «Ы».
7. Ваня: Я чего-то не понял...
8. Учитель: Кто понял мысль Яши и объяснит ее нам с Ваней?
9. Лиза: Ваня, ты не прав, потому что буква «Ы» стоит после твердого согласного.
Развитие учебной самостоятельности
10. Учитель: Ваня, ты настаиваешь на своем мнении?
11. Ваня: Я выберу букву «Ы».
12. Учитель: А про что думал Ваня, когда предлагал выбрать «И»?
13. Яша: Надо у Вани спросить156.
Ваня - завзятый спорщик. Время от времени он вступает в пререкания, не подумав, просто ради азарта. Но вообще-то Ваня - один из самых думающих учеников в классе. Трудно с уверенностью сказать, почему этот умнейший мальчик ввязывается в спор по такому, казалось бы, очевидному вопросу. Может быть, он, как это часто бывало, прослушал вопрос, но вспомнил недавно выведенное правило: после твердых согласных гласные звуки обозначаются буквами А, О, У, Э, Ы, а после мягких - буквами Я, Ё, Ю, Е, И.
Яша чрезвычайно импульсивен, слушает вполуха и зачастую недодумывает услышанное. Судя по его последующей реплике 6, сейчас он тоже вспоминает правило, а не выбирает букву для слова СЫР.
Учитель уже три месяца задает этот вопрос и приучает своих первоклассников к элементарным социальным навыкам: поворачиваться лицом к тому, с кем разговариваешь, называть его по имени. Сейчас он помогает ребенку с низким уровнем самоконтроля заменить импульсивную реакцию на подобающую ученику светскую формулу поведения в диалоге.

Последние новости

Случайные новости

  • Школьные успехи
    Взаимоотношения между О. и школьными успехами имеют непосредственное значение для вопросов практической педагогики; ибо они открывают нам возможность понимания факторов, от которых зависят успехи дете ...
  • Смежные уроки.
    Практика показывает, что в ряду смежных уроков следует систематически чередовать организационно-методические формы физической подготовки.
  • Идеи Гегеля
    Идеи Гегеля оказали влияние на развитие коммун. Коммунисты-утописты Э. Кабэ, Р. Оуэн, А. Сен-Симон и Ш. Фурье были авторами разных идей по устройству нового типа общества. Все они основывали свою идео ...
  • Фиксация на этапе воссоединения
    Фиксация на этапе воссоединения нередко обнаруживается среди постоянно пополняюшегося контингента пациентов, детей и взрослых, которые в настоящий момент ищут у нас помощи. Для них очень характерна се ...
  • Сотрудничество с людьми
    Стойте часто перед Диной, имитируйте ее выражение лица и стимулируйте ее, чтобы она подражала Вам. Открывайте и закрывайте Ваш рот, растягивайте губы, улыбайтесь, показывайте зубы, облизывайте губы я ...
  • Внутренняя потребность
    Случилось так, что я не мог ничего сказать, поскольку мое свидетельство было бы объявлено лжесвидетельством, местью. Ничего. Я ничего не сказал.
  • Культурное строительство
    Весной 1919 года Ярославль посетил А. В. Луначарский, который совершал инспекционную поездку в качестве уполномоченного ВЦИК для борьбы с дезертирством.
  • Ателье художника
    Он колышется и плывет, создавая впечатление большого, глубокого, словно не умещающегося в рамках холста, пространства.
  • Обсуждение... А затем домашнее задание
    Активное слушание. Научитесь придавать значение тому, что и как говорят окружающие. 1) Не врете ли вы, что слушаете? Часто ли вы лишь делаете маску, а сами отвлекаетесь чем-то посторонним, обдумываете ...
  • Испытание „заметливости“
    Способность верно воспроизводить или узнавать однажды данный материал непосредственно после того, как он был предложен, зависит, главным образом, от трех функций. Прежде психиатры применяли для опреде ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru