Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Совместный поиск нового способа действия

Четвертый год обучения. Февраль. Тема урока математики - сравнение дробей150. Дроби были введены совсем недавно. Математический смысл дроби был открыт с помощью геометрической схемы или чертежа, отображающего действие деления. Формальные алгебраические операции с дробями еще не начинались. Сейчас учительница, предлагая классу сравнить две дроби, планирует потренировать класс в построении чертежа. Одновременно она хочет выяснить, есть ли в классе дети, которые сами, до прямого обучения смогут формализовать действие сравнения дробей.
Во-первых, он полностью инициирован детьми: его начал Митя без приглашения учителя и подхватили еще два ученика, с которыми Митя собеседует, разворачивая свою мысль. Занятно, что детская инициатива с легкостью возникла после серии реплик, целиком инициированных и контролируемых учителем. Вероятно, ученики уже привыкли работать на уроке в двух режимах - следуя за учителем и опережая его.
Второе любопытное свойство этого эпизода - речевые характеристики трех говорящих. Все пять реплик идеально согласованы, создается ощущение, что мальчики ловко подхватывают слова друг друга и вместе думают вслух. В то же время каждая реплика по своей ситуативности, свернутости и предикативности вызывает недоумение у любого внешнего участника разговора. Дело в том, что мальчики по инициативе Мити описывают тот самый чертеж двух величин, сделанный в уме, о котором речь шла выше.
Благодаря этому эпизоду учитель точно знает, что в классе есть, по меньшей мере, три ученика, которые смогли уже сравнить дроби с помощью мыслительного построения величин. Однако у педагога в самом начале темы «Дроби» нет уверенности в том, что класс в состоянии понять сказанное Митей и его единомышленниками без материализации высказанных мыслей.
Следующий эпизод занятен тем, что дети как будто опережают учителя, отвечая не на заданный вопрос, а на тот, который должен последовать через 2-3 реплики. Ученики спешат решать задачу. А учитель дотягивает торопливые высказывания детей до развернутой словесной формулировки.
Далее при пошаговой помощи учителя выполняется построение двух величин: 5/4 и 7/6. Помощь учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы ученики внятно формулировали план и способ действия. Эта вербализация сейчас не нужна самим ученикам и выглядит искусственно, но с точки зрения учителя, без этого «слабые» ученики всегда будут пропускать элементы будущего алгоритма действия.

Последние новости

Случайные новости

  • Как обустроить детскую комнату?
  • С людьми же все обстоит совсем иначе
    Мы, род человеческий, утратили свою естественную природу. Может быть, в этом и заключается первородный грех. Утрата произошла тогда, когда в результате мутаций мозг человека достиг высочайшего уровня ...
  • Исследование моторной функции желудка
    Содержание пепсина в желудочном соке и уропепсиногена в моче повышается при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, антральном гастрите. Чаще признаки резко пониженной ферментообразующей ...
  • Изменения одаренности.
    Качественные изменения, которые претерпевает О. в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления с более зрелыми ее формами. Новые исследован ...
  • Скутеры и мопеды – транспорт 21 века
    Среди огромного разнообразия транспортных средств, самыми безопасными и простыми являются именно мопеды и скутера. Они широко распространены среди людей разного возраста, так как не требуют значительн ...
  • Конструктивные элементы живописи
    Плоскостность композиции определяет также характер той трансформации, которой подвергаются формы предметов. Они не только предельно обобщаются, но постепенно утрачивают свою объемность.
  • Жизнь в Бергамо
    Жизнь в Бергамо текла спокойно. Правда, несколько раз возникала угроза отправки на фронт; полковнику надо было выбирать из ста пятнадцати офицеров, но наш Швейк всегда умел улучить момент, загодя пред ...
  • Уединение — выход за рамки
    Иногда, чтобы разочароваться, нужно совсем немного. Друг с опозданием опубликовал вашу статью, отдал работу другому или не пришел к вам в гости. Вторжение в дружбу отношений выгоды и корыстных интерес ...
  • Прикольные статусы, или с юмором по жизни
    Вам не хватает положительных эмоций, смеха и веселья? Да посмотрите же вокруг! Повод для задорной улыбки и искристого смеха можно найти везде, стоит только захотеть!
  • Художественная ковка
    Ковка является одним из старейших ремесел и мастера являющиеся профессионалами в этой области всегда ценились. Фрагменты, созданные посредством ковки, являются очень практичными, красивыми и в то же в ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru