Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Совместный поиск нового способа действия

Четвертый год обучения. Февраль. Тема урока математики - сравнение дробей150. Дроби были введены совсем недавно. Математический смысл дроби был открыт с помощью геометрической схемы или чертежа, отображающего действие деления. Формальные алгебраические операции с дробями еще не начинались. Сейчас учительница, предлагая классу сравнить две дроби, планирует потренировать класс в построении чертежа. Одновременно она хочет выяснить, есть ли в классе дети, которые сами, до прямого обучения смогут формализовать действие сравнения дробей.
Во-первых, он полностью инициирован детьми: его начал Митя без приглашения учителя и подхватили еще два ученика, с которыми Митя собеседует, разворачивая свою мысль. Занятно, что детская инициатива с легкостью возникла после серии реплик, целиком инициированных и контролируемых учителем. Вероятно, ученики уже привыкли работать на уроке в двух режимах - следуя за учителем и опережая его.
Второе любопытное свойство этого эпизода - речевые характеристики трех говорящих. Все пять реплик идеально согласованы, создается ощущение, что мальчики ловко подхватывают слова друг друга и вместе думают вслух. В то же время каждая реплика по своей ситуативности, свернутости и предикативности вызывает недоумение у любого внешнего участника разговора. Дело в том, что мальчики по инициативе Мити описывают тот самый чертеж двух величин, сделанный в уме, о котором речь шла выше.
Благодаря этому эпизоду учитель точно знает, что в классе есть, по меньшей мере, три ученика, которые смогли уже сравнить дроби с помощью мыслительного построения величин. Однако у педагога в самом начале темы «Дроби» нет уверенности в том, что класс в состоянии понять сказанное Митей и его единомышленниками без материализации высказанных мыслей.
Следующий эпизод занятен тем, что дети как будто опережают учителя, отвечая не на заданный вопрос, а на тот, который должен последовать через 2-3 реплики. Ученики спешат решать задачу. А учитель дотягивает торопливые высказывания детей до развернутой словесной формулировки.
Далее при пошаговой помощи учителя выполняется построение двух величин: 5/4 и 7/6. Помощь учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы ученики внятно формулировали план и способ действия. Эта вербализация сейчас не нужна самим ученикам и выглядит искусственно, но с точки зрения учителя, без этого «слабые» ученики всегда будут пропускать элементы будущего алгоритма действия.

Последние новости

Случайные новости

  • Пневмотахография
    Метод позволяет регистрировать скорость воздушного потока во время вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании, соотношение продолжительности фаз дыхания, бронхиальное сопротивление, внутриал ...
  • Национальная культура
    Мои рассуждения могут показаться слишком категоричными, возможно, в чем-то я ошибаюсь, да и, в сущности, дело уже не во мне.
  • Измерение социальных стереотипов
    Измерение социальных стереотипов дает возможность получить информацию о распространенности тех или иных представлений, а выявление индивидуальных — предсказать поведение конкретного человека.
  • Этническая идентичность в подростковом возрасте
    Подростки, принадлежащие к национальным меньшинствам, особенно те, кто имеет другой цвет кожи в культуре, где доминирует белый цвет кожи, сталкиваются с еще одной задачей при формировании идентичности ...
  • «Путешествия пана броучека»
    Вскоре после хоровой бурлески «Кашпар Руцкий» Яначек завершает свою большую драматическую бурлеску «Путешествия пана Броучека на Луну и в XV столетие», одно из своих самых своеобразных и одновременн ...
  • Первый план
    Это - экиклема. А экиклемой в греческом театре называли площадку, вывозящую актера на первый план. Как, например, показать в театре смерть?
  • Атомы
    Он справедлив только для состояний тождественных частиц определенного класса, называемых фермионами - электронов и других «необщительных» частиц - нейтронов, протонов и т. д., которые назывались элеме ...
  • Включение Нетребко в список Тайм
    Включение Нетребко в список Тайм стал хитроумным способом отметить возвращение дивы на сцену. Нетребко недавно стала матерью и поэтому некоторое время не появлялась в театрах, зато была под особо прис ...
  • Молодежная одежда сегодня
    Молодежная мода заставляет работать, не прерываясь, огромное количество дизайнеров и модельеров. Подростковый возраст является самым активным временем жизни и пиком самовыражения. Если взрослые могут ...
  • Встроенные шкафы купе в офисном интерьере
    Встроенные шкафы купе представляют собой привычные всем мебельные конструкции, прочно вошедшие в интерьер современного офиса.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru