Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Совместный поиск нового способа действия

Четвертый год обучения. Февраль. Тема урока математики - сравнение дробей150. Дроби были введены совсем недавно. Математический смысл дроби был открыт с помощью геометрической схемы или чертежа, отображающего действие деления. Формальные алгебраические операции с дробями еще не начинались. Сейчас учительница, предлагая классу сравнить две дроби, планирует потренировать класс в построении чертежа. Одновременно она хочет выяснить, есть ли в классе дети, которые сами, до прямого обучения смогут формализовать действие сравнения дробей.
Во-первых, он полностью инициирован детьми: его начал Митя без приглашения учителя и подхватили еще два ученика, с которыми Митя собеседует, разворачивая свою мысль. Занятно, что детская инициатива с легкостью возникла после серии реплик, целиком инициированных и контролируемых учителем. Вероятно, ученики уже привыкли работать на уроке в двух режимах - следуя за учителем и опережая его.
Второе любопытное свойство этого эпизода - речевые характеристики трех говорящих. Все пять реплик идеально согласованы, создается ощущение, что мальчики ловко подхватывают слова друг друга и вместе думают вслух. В то же время каждая реплика по своей ситуативности, свернутости и предикативности вызывает недоумение у любого внешнего участника разговора. Дело в том, что мальчики по инициативе Мити описывают тот самый чертеж двух величин, сделанный в уме, о котором речь шла выше.
Благодаря этому эпизоду учитель точно знает, что в классе есть, по меньшей мере, три ученика, которые смогли уже сравнить дроби с помощью мыслительного построения величин. Однако у педагога в самом начале темы «Дроби» нет уверенности в том, что класс в состоянии понять сказанное Митей и его единомышленниками без материализации высказанных мыслей.
Следующий эпизод занятен тем, что дети как будто опережают учителя, отвечая не на заданный вопрос, а на тот, который должен последовать через 2-3 реплики. Ученики спешат решать задачу. А учитель дотягивает торопливые высказывания детей до развернутой словесной формулировки.
Далее при пошаговой помощи учителя выполняется построение двух величин: 5/4 и 7/6. Помощь учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы ученики внятно формулировали план и способ действия. Эта вербализация сейчас не нужна самим ученикам и выглядит искусственно, но с точки зрения учителя, без этого «слабые» ученики всегда будут пропускать элементы будущего алгоритма действия.

Последние новости

Случайные новости

  • Дружба наших народов
    Но артисту нужны и такие впечатления - для контраста, для разнообразия, для развития тонкости восприятия неожиданностей жизни.
  • Профессионально-квалификационная характеристика
    Учебная документация для ступенчатой системы подготовки и повышения квалификации разрабатывается на основе профессионально-квалификационной характеристики. До последнего времени учебная документация р ...
  • Отклонение из-за эффекта владения
    У инвесторов эго отклонение часто проявляется как «влюбленность» в «свои» компании (акциями которых они владеют) и мешает рациональному восприятию плохих новостей о них. Так что, когда купите свои пер ...
  • Влияние на судьбу
    Все знают, что родился он слабым, болезненным, почти нел
  • Молодые, еще не заслуженные
    Не подозревая сговора, я возмутился: я не мог себе представить, как можно в поисках счастья, когда все гонятся за ним на равных началах, быть жуликом.
  • Достичь высших двух мест юношеского национального рейтинга страны
    Сконцентрироваться на региональных турнирах до 14, 16 лет, стремясь к наивысшёму региональному рейтингу. Сконцентрироваться на игре в ITF Junior Circuit и постараться войти в 20 лучших игроков юношеск ...
  • Письмо Вильяму Годвину от Элизабет Хитченер
    Спешу ответить на Ваше письмо. — Оно содержит очень дурные вести. Меня печалит человеческая испорченность, но я далек от того, чтобы отчаиваться, ибо вижу, что все зло, даже в самых юных умах, происте ...
  • Бремя пневмококковой инфекции - взрослые решения детской проблемы
    «Бремя пневмококковой инфекции -  взрослые решения детской проблемы»   В рамках VII Конгресса детских инфекционистов России, который проходил в Москве в начале декабря, состоялся ...
  • Основы выбора детской мебели.
    Многие родители убедились в том, что выбор мебели для детской комнаты очень – непростая задача. Каждая детская комната, как правило, имеет место для учёбы, площадку для игр и зону для отдыха. Эти прос ...
  • Самопроизвольная (спонтанная) эволюция
    Структуры, находящиеся вблизи термодинамического равновесия. Самопроизвольная (спонтанная) эволюция этих структур связана с дезорганизацией, беспорядком, некогерентностью, неопределенностью и энтропие ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru