Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Совместный поиск нового способа действия

Четвертый год обучения. Февраль. Тема урока математики - сравнение дробей150. Дроби были введены совсем недавно. Математический смысл дроби был открыт с помощью геометрической схемы или чертежа, отображающего действие деления. Формальные алгебраические операции с дробями еще не начинались. Сейчас учительница, предлагая классу сравнить две дроби, планирует потренировать класс в построении чертежа. Одновременно она хочет выяснить, есть ли в классе дети, которые сами, до прямого обучения смогут формализовать действие сравнения дробей.
Во-первых, он полностью инициирован детьми: его начал Митя без приглашения учителя и подхватили еще два ученика, с которыми Митя собеседует, разворачивая свою мысль. Занятно, что детская инициатива с легкостью возникла после серии реплик, целиком инициированных и контролируемых учителем. Вероятно, ученики уже привыкли работать на уроке в двух режимах - следуя за учителем и опережая его.
Второе любопытное свойство этого эпизода - речевые характеристики трех говорящих. Все пять реплик идеально согласованы, создается ощущение, что мальчики ловко подхватывают слова друг друга и вместе думают вслух. В то же время каждая реплика по своей ситуативности, свернутости и предикативности вызывает недоумение у любого внешнего участника разговора. Дело в том, что мальчики по инициативе Мити описывают тот самый чертеж двух величин, сделанный в уме, о котором речь шла выше.
Благодаря этому эпизоду учитель точно знает, что в классе есть, по меньшей мере, три ученика, которые смогли уже сравнить дроби с помощью мыслительного построения величин. Однако у педагога в самом начале темы «Дроби» нет уверенности в том, что класс в состоянии понять сказанное Митей и его единомышленниками без материализации высказанных мыслей.
Следующий эпизод занятен тем, что дети как будто опережают учителя, отвечая не на заданный вопрос, а на тот, который должен последовать через 2-3 реплики. Ученики спешат решать задачу. А учитель дотягивает торопливые высказывания детей до развернутой словесной формулировки.
Далее при пошаговой помощи учителя выполняется построение двух величин: 5/4 и 7/6. Помощь учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы ученики внятно формулировали план и способ действия. Эта вербализация сейчас не нужна самим ученикам и выглядит искусственно, но с точки зрения учителя, без этого «слабые» ученики всегда будут пропускать элементы будущего алгоритма действия.

Последние новости

Случайные новости

  • Большевистский Вукмузком
    Позавчера или даже вчера временно поручено это место Домбровскому, помощнику бывшего заведующего. В институте Лысенко и в консерватории объявлены летние курсы, причем преподаватели обязались провести ...
  • Самоубийства детей и подростков
    Мысли и размышления о смерти вполне обычны и присутствуют в фантазиях многих людей, переживающих сложную жизненную ситуацию. Разница в том, собирается ли человек жить дальше. При угрозе самоубийства и ...
  • Динамическое тестирование
    Роберт Стернберг и Елена Григоренко выдвинули идею динамической оценки способностей путем тестирования. Согласно теории развивающегося мастерства, предложенной Стернбергом, мы движемся от низкого уров ...
  • С 30-го по 36-й месяц жизни
    Все чаще можно было наблюдать, что Сэм хорошо реагировал на любую ситуацию, в которой кто-нибудь из взрослых мог предоставить его Эго спокойную поддержку и внимание. Даже в состоянии ярости он быстро ...
  • Не угощайте детей напитками и продуктами с алкоголем
    Тщательней контролируйте круг друзей своих детей, не разрешайте им проводить время наедине со старшими (более чем на 3 года) мальчиками и девочками. Не прививайте дискотечную культуру с малых лет, не ...
  • Черты Гёте
    Это была стадия надежды, спасительной иллюзии, веры в то, что по всем земным законам не может случиться, надежды, внезапно, без всяких поводов возникшей и так же внезапно угасшей.
  • Регистрируем Общество с Ограниченной Ответственностью в Химках: основные этапы и особенности.
    Регистрация любой фирмы – это, во-первых, большое количество времени. Вам необходимо подготовить пакет документов. На первый взгляд, конечно, все просто. Все документы, необходимые для регистрации ООО ...
  • Испанский антиклерикализм
    Но при чем тут я? Почему я должен был смотреть на вещи, как Пикассо? Никакое восхищение Пикассо как художником не могло меня к этому принудить.
  • Полупустой автобус
    Входят молодые люди и немедленно устремляются к свободным местам, хотя ехать им всего остановку. Вот немолодой мужчина одиноко стоит при наличии свободных мест. Но это в полупустом автобусе, А что дел ...
  • Передвижение на носочках
    Большую часть времени мальчик передвигался на носочках маленькими скачками. Он потряхивал одной или обеими руками, то и дело производя ими вращательные движения. Раньше сосание большого пальца пресека ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru