Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Опытные мамы всегда знают, что делать с ребенком.
    Кто - какой? Задумайте какое-нибудь животное и назовите несколько характеризующих его определений. А малыш пусть угадает, кто это.
  • Комбинации качеств личности детей
    Изучение приемных детей и близнецов, касающееся этиологии асоциальных нарушений, которое проводилось в 1970—1980-е годы, говорит о том, что часто эти нарушения могут проявляться как комбинации различн ...
  • Не стойте на месте и укрепляйте организм вместе с мини парной
    В наши дни мини саны крайне актуальны среди жителей нашей страны. Это неповторимое изобретение, служащее лишь одной цели – вернуть силы вашему телу.
  • Испытания для приема в средние школы
    В какой же части отбор оказался ошибочным? Среди 43 неприлежных и недостаточно одаренных учеников было не менее 25, следовательно, больше половины таких, которые в свое время были удостоены особой рек ...
  • Поздняя дискинезия
    После длительного лечения НЛ в течение многих лет большими дозами может возникнуть побочное явление — поздняя дискинезия. У взрослых это случается в 5—20 процентах случаев. У детей и подростков число ...
  • Замечательная галерея
    Он все одобрял, но когда я сыграл только первую страницу «Гудочка», он пришел в восторг, и восторг шел крешендо. А когда я начал то место, где последняя строчка текста (арпеджио вниз), то его восторги ...
  • Школьные успехи
    Взаимоотношения между О. и школьными успехами имеют непосредственное значение для вопросов практической педагогики; ибо они открывают нам возможность понимания факторов, от которых зависят успехи дете ...
  • Привлекательность. Как сохранить ее надолго?
    Что только не делает девушка, чтобы чувствовать себя привлекательной и желанной. Сегодня рынок, кажется, скоро лопнет от всевозможных предложений на тему как быть красивой.
  • Внезапное обучение
    В дневнике отражается также постепенное охлаждение к школе, а может быть, не к самой школе, а к методике преподавания.
  • Волонтерство
    В наши дни активно начало расти и развиваться общественно-полезное движение, называемое волонтерством. Это явление ведет свой отсчет с первых веков основания христианства и в наше время получило широк ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru