Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Подвергался испытанию в возрасте
    Алиса Декедр показала диагностическую ценность серий тестов для слабоумных детей также с помощью еще и другого метода, и именно с помощью метода корреляции рангов (см. стр. 81). Она вычисляла совпаден ...
  • Именно родители должны сделать из маленького звереныша человека
    Они должны научить ребенка трем вещам, трем главным признакам человека, которые отличают его от животного - это: ходить, говорить и трудиться. Вот про третий \"человеческий\" компонент родители часто ...
  • Купальники для девочек Екатеринбург
    Кто-то сказал: «Девочка – это та же женщина, только моложе шестнадцати». Недаром же мы часто видим, как они роются в маминой косметике, облачаются в вечерние платья, едва перебирают ...
  • Что делать, если ребенок «нехочуха»
    Если вы довольно регулярно слышите от ребенка высказывания с категорическим нежеланием что-либо делать (например, « Не хочу эту куртку!» и т. д.), то следует проанализировать основания такого поведени ...
  • Повышение педагогического мастерства инструктора производственного обучения
    К инструктору производственного обучения предъявляются высокие педагогические требования. Отсутствие методической подготовки и недостаточная теоретическая грамотность некоторых инструкторов, привлекае ...
  • Чтобы зубы были здоровыми
    Чтобы ваш ребенок не страдал от зубной боли и мог улыбаться белоснежной улыбкой во взрослой жизни, начинать ухаживать за зубами нужно с первых дней жизни малыша. Именно, не с появлением первых зубов, ...
  • Краткий обзор
    Обыкновенно испытывают с помощью формуляров, которые даются каждому испытуемому и в которые он должен вписать свои решения. Во избежание личного влияния разных испытателей, словесные указания сводятся ...
  • Музыкально-художественное времяпрепровождение кружка
    Для художника-творца гибельно, когда он ложно использует свои природные данные - им надо давать естественное развитие, и лишь само развитие (а не данные) направлять в сторону высшей художественности.
  • Первый опыт
    «Пикколо» завоевал симпатии города. Сразу оговоримся, какого именно: откликнулся Милан просвещенных людей, интеллигенции, передового слоя буржуазии, проявлявшего интерес к культуре, Милан пролетариата ...
  • Спортклубы: от здорового карапуза до здорового подростка.
    Спортклубы: от здорового карапуза до здорового подростка
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru