Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Общение в школе.
    Общение — результат развития общественной истории, отражающий уровень культуры и являющийся ее глубинным основанием и одновременно средством развития общества. [
  • Самая актуальная информация и интереснейшие факты
    В современном мире, пожалуй, людей ничем нельзя удивить, так как в условиях доступности интернета и знаний каждый может достать нужную литературу, прочитать информацию и узнать именно то, что нужно.
  • Выбираем рольставни в квартиру
    Рольставни для окон загородного дома – отличное решение, которое позволит зданию не только иметь привлекательный внешний вид, но и получить надежную защиту от несанкционированного проникновения внутрь ...
  • Аппендицит у детей симптомы
    Если у малыша разболелся животик, вполне возможно, что это аппендицит – у детей симптомы этого заболевания могут отличаться от симптомов, свойственных взрослым людям. В частности, у детей ап ...
  • Первые пресс-конференции
    Тут уж не до споров, взял ли тенор верхнее «до» и достаточно ли блистателен первый танцовщик; только и разговоров, что о пассивном балансе, дебете и кредите, снижении себестоимости, сокращении сверхур ...
  • Столешницы из искусственного камня - современный выбор
    Выбор подходящего материала столешницы для http://profimebel.com.ua/kukhni должен соответствовать требованиям, предъявляемым к стилю и особенностям эксплуатации поверхности.
  • Голосовые связки
    Тайна долговечности голоса Пласидо Доминго настолько привлекает внимание любителей музыки, что в январе 2010 года газета Нью-Йорк тайме предложила своим читателям обсудить этот вопрос в Интернете.
  • Нахождение ошибок
    В будущем необходимо при составлении тестов по мере возможности обращать внимание на то, чтобы для нахождения ошибок не требовалось познаний больше, чем те, которые надо предполагать у детей соответст ...
  • Поддержка и помощь дома и в школе
    Даже если заключить, что ребенок рано приобрел психическую ранимость, нельзя пренебрегать изучением специфических трудностей в обучении или отношениях с окружающими. Ученик со сложностями с обучением ...
  • Озабоченность по поводу повреждения своего тела
    Она сместила тревогу на свой нос и, как отмечалось ранее, на свои колени. Мать Донны описала следующее происшествие. У Донны случилось носовое кровотечение. Она очень испугалась, беспрерывно плакала и ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru