Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Предложение тещи
  • О плёнке воздушно-пузырькового типа
    В настоящее время выпускается много видов плёнки, которые можно использовать при упаковке различного вида продукции.
  • Одевание малыша в одеяла
    Прежде всего одну легкую и одну теплую (байковую) распашонку или кофточку. Нижнюю часть туловища обернуть легкой и теплой пеленками или одеть байковые ползунки.
  • Оценка работы персонала - понятие, методы, преимущества
    Ежедневно тысячи предприятий конкурируют между собой, соревнуясь за потребителя путём наилучшего предоставления услуг или товаров.
  • Физкультура
    И важно, чтобы это выражалось профессиональной цельностью произведения. Изобразительных концепций очень много. И каждая из них обладает специфической формой выражения: рисунок, офорт, гравюры, живопис ...
  • МИЛАНСКИЕ ДИОСКУРЫ
    Так, среди тех, кто ходил по контрамаркам, то есть без права на нумерованное место, Грасси приметил порывистого рыжеволосого юношу; тот знал, когда надо аплодировать, соблюдал театральный ритуал истов ...
  • Возможности заниматься
    Публичное утро моих учеников консерватории в прошедшее воскресенье имело совершенно неожиданный успех. Я сам поразился той ритмической яркости, которая получилась, несмотря на состав исполнителей.
  • Жизнь и семья
    Дал ли этому толчок один из виденных мною в раннюю пору спектаклей, в том числе и кукольных (я видел представления французского «Гиньоля» в Париже, когда мне было семь-восемь лет),-не знаю, но помню т ...
  • Как научить ребенка честности
    Больше всего на свете, как отец, я боюсь, что мои дети не обратятся ко мне за помощью, если у них действительно возникнут проблемы. Правило «быть честными» означает, что в нашем доме всегда и обо всем ...
  • Детский психоанализ: польза волшебных фонариков для развития творчества.
    Существует разительное отличие между анализом невротических конфликтов и анализом тревог, которые являются следствием детского незрелого восприятия мира.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru