Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Как выбрать адвоката?
    Сегодня среди большого спектра юридических услуг трудно взять и сразу сориентироваться. Можно запросто заблудиться и потеряться в том многообразии, что присутствует на рынке юридических услуг. Причем ...
  • Не обманешь - не проживешь
    Одна моя ученица постоянно жаловалась на различные недомогания на тренировках: то боль в боку, то в желудке, то расстройство кишечника. Врачи определили у нее хронический холецистит и рекомендовали оп ...
  • Самостоятельность и адаптация
    В соответствии с уровнем самостоятельности в выполнении базовых и инструментальных видов активности повседневной жизни 300 участников исследования были разделены на группы: «относительная самостоятель ...
  • Как настроиться на активное выслушивание
    Применение активного выслушивания требует определенного внутреннего настроя, особого отношения. Без соответствующего настроя этот метод не приведет к положительным результатам, а само общение будет на ...
  • Гильотины Измир – надежное оборудование для надежного бизнеса
    На предприятиях, которые создают легкие металлоконструкции, без качественного и профессионального оборудования обойтись просто невозможно. Станки и гильотины Измир – то, что нужно вашему бизнесу.
  • Эмоциональные впечатления
    Но затем он объясняет, что такое же воздействие гармонических соединений появляется (по крайней мере в том случае, если у нас есть внутреннее слуховое воображение) и если мы музыку только читаем, и та ...
  • Ваше «Я»
    ервая фаза аутогенного погружения характеризуется разлитым теплом, тяжестью во всем теле, чувством приятной истомы и оцепенения. На второй фазе появляется чувство легкости и невесомости во всем теле. ...
  • Смешная актерская сентиментальность
    Основная отличительная черта учеников Мейерхольда - удивительное чувство ритма. У Свердлина тело легко подчинялось заданному ритму, сценический образ приобретал четкую внешнюю выразительность.
  • Декретные выплаты супругу
    Сегодня декретные выплаты разделяются на две части. Первое пособие представляет собой денежные средства за беременность и роды. Выплачиваются они исключительно по предъявлению...
  • Польза искусства для выздоровления ребенка
    Поскольку она теперь знает, как важны ритм, музыка и песни для детей с параличом, она много поет с сыном, и ему это действительно очень нравится.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru