Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Тестовые испытания
    Когда 6-тилетние дети вступают в школу—учитель вначале стоит перед кучей ему совершенно незнакомых индивидуумов. В обычных школьных занятиях проходит продолжительное время раньше, чем учитель приобрет ...
  • Хромосомные мутации
    При доминантно наследуемых болезнях проявляется феномен, который обычно называется пенетрантностью. Имеется в виду, что человек наверняка является носителем патологической доминантной мутации, хотя он ...
  • Как обучить ребенка в 4 года
    Все родители хотят, чтобы их ребенок как можно быстрее мог читать. Во-первых, это поможет матерям и отцам выбирать время удобное им для обучения, а во вторых ребенок после освоения чтения сможет разви ...
  • Оценка ФСТ при подростковой делинквентности
    В центре внимания ведущейся в течение 30 лет деятельности по оценке стоит проверка эффективности и действенности ФСТ для профилактики или предотвращения рецидивов при подростковой делинквентности. С м ...
  • Общение с музыкой
    В значительной степени расширил, например, учебный материал, кроме обязательных предметов ввел рисование, пение и географию
  • МХИТАР ГЕРАЦИ
    Выдающийся врач, естествоиспытатель, педагог и переводчик. Мхитар Гераци родился в городе Гер1 провинции Парскахайк исторической Армении, где и получил первоначальное образование. В дальнейшем соверше ...
  • Дружба — сложное переплетение встреч
    Никто не знает заранее, произойдет такая встреча или нет. Она всегда непредсказуема, всегда неожиданна, так же как и счастье, которое никогда не бывает там, где мы поджидаем его, сидя, как охотники, в ...
  • Чтобы компьютер был не во вред
    Сколько бы родители не объясняли своему ребенку, что нельзя часами просиживать перед экраном монитора, что тем самым он наносит вред своему здоровью, а агрессивные игры разрушают его психику, ребенок ...
  • Новая сказка о рыбаке и рыбке
    Часто вспоминаются мне те благословенные времена, когда дети занимались теннисом совершенно бесплатно, когда почти при каждой школе была группа начальной подготовки юных теннисистов, из которой опытны ...
  • Интервалы между предикатом
    Б. Л. требовал от певца высокого культурного уровня и большой разносторонности. Необходимо было быть в курсе всех событий московской музыкальной и театральной жизни.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru