Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Рефлексивная самостоятельность ребенка

Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа действия и построении гипотез о том, как преобразовать этот способ действия в новой ситуации. В первом классе учебная самостоятельность ярко проявляется в совместной учебной работе класса под руководством учителя, но еще не связана с будущей индивидуальной самостоятельностью учеников. Начиная со второго года обучения, такая связь становится значимой: те дети, которые были самыми активными участниками совместного поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно, т.е. лучше других видят ограниченность этих способов и могут их перестраивать применительно к новым условиям действия.
Итак, при решении детьми задач на учебном материале наблюдается одна и та же закономерность: те дети, которые были активными участниками поиска новых способов решения учебных задач, овладевают этими способами наиболее рефлексивно. Сохраняется ли эта закономерность на неучебном материале?
Для ответа на этот вопрос через год мы повторили индивидуальный эксперимент, построенный по схеме дозированной помощи ребенку при решении задачи, требующей открытия нового способа действия и фиксации границ его применения. Эксперимент проводили в середине третьего года обучения, индивидуально с каждым ребенком; он состоял из двух субтестов, на выполнение которых уходило 15-30 минут. В эксперименте приняли участие 43 третьеклассника.
Задача 1 субтеста - определить уровень развития житейских обобщений ребенка. Для решения этой задачи использовалась модификация классической методики «Предметная классификация».
Модификация состояла в том, чтобы усилить задачу соединения в один класс как можно большего числа предметов. Результаты диагностики житейских обобщений приведены в табл. 29. Ученики разделены на две группы по уровню ПА в третьем классе.
Житейская классификация бытовых объектов
Экспериментальные данные, приведенные в табл. 29, говорят о том, что:
1. дети, различающиеся по уровню ПА на уроках, не различаются между собой по уровню житейских обобщений;
2. единственное, в чем дети с высоким уровнем ПА имеют преимущество перед своими одноклассниками - это в способе наименования выделенных классов объектов: они пользуются более стандартными названиями;
3. высший уровень обобщенности в житейской классификации труден для всех третьеклассников.
Иными словами, степень зрелости житейских понятий, житейского мышления не связана с более или менее активным участием ребенка в поисковой части учебной деятельности. Связь уровня житейских обобщений с уровнем рефлексии отсутствует.
Задача 2 субтеста - определить уровень развития рефлексии как основной способности теоретического мышления, проявляющейся в умении осознавать способы действий, видеть границы применения этих способов, решать новые задачи «с места», без проб и ошибок.
Тестовая задача на рефлексию должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям. Материалом этой задачи не могут быть «натуральные» объекты, способ существования которых представлен сознанию ребенка непосредственно. Материалом задачи, диагностирующей рефлексивные способности, должны быть объекты, способ построения которых необходимо обнаружить для того, чтобы с ними действовать. Сюжет задачи должен описывать ситуацию, в которой искомый способ создается и функционирует, но не сам этот способ.

Последние новости

Случайные новости

  • Как самостоятельно научиться ремонтировать сотовый телефон?
    Уметь выполнять работы по ремонту сотовых телефонов любого уровня сложности стоит не только тем, кто владеет техникой по профессии, но еще и обычным домашним мастерам, которым нужны данные навыки не т ...
  • Испытуемым решены все тесты до 6 лет
    Из градуального рассеяния вытекает, кроме того,, методическое следствие для вычисления В.О. следствие, которому до сих пор не уделялось достаточно внимания. Для того, чтобы компенсировать пробелы в бо ...
  • Страны Персидского залива
    Когда певцы заключали контракт, он казался им довольно сомнительным, но они согласились, чтобы передать большую часть своих гонораров различным благотворительным организациям.
  • Тесты восполнения
    Шюсслер посредством параллельных опытов, произведенных по моей инициативе над взрослыми малограмотными людьми, доказал, что неспособность детей к выводам из силлогизмов не основана, как думает Мейман, ...
  • Планы развития
    Располагая планами развития новой техники и организационно-технических мероприятий, комиссии должны: проанализировать существующий уровень профессиональной подготовки рабочих; определить требуемый уро ...
  • Новинка от RICOH - лазерный принтер Aficio SP C830DN
    C новым полноцветным принтером RICOH Aficio SP C830DN, Вы получите высококачественную и производительную цветную печать, которая станет залогом Вашего успеха.
  • Соки ягодные, фруктовые
    Самое главное - абстрактный набор белков, жиров и углеводов превратить в конкретные виды продуктов и их количество (такие таблицы имеются почти в каждой книге по диетологии, например, /114/). Далее эт ...
  • Большой сценический потенциал
    В эпике Пиранделло 1910-х годов вызревает не только драма с ее непременными элементами: диалогом, монологом, мизансценами, декорацией, но и театр в более общем смысле слова. Точнее говоря, в прозе Пир ...
  • Учите малыша ходить.
    Веселый наездник Играть в надувное бревно очень весело и интересно. А как полезно!
  • Квартиры в Адлере
    Может просто купить квартиру в Адлере и поселиться здесь на всю жизнь? Рынок недвижимости такой насыщенный, что можно выбрать себе жилье в любом районе.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru