Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Общий способ действия как основа рефлексии, целеполагания и планирования

В следующем эпизоде учитель пробует определить, могут ли третьеклассники составить план предстоящего действия, способ осуществления которого лежит далеко за пределами детского знания.
Начиная этот эпизод, учитель, в самом деле, не ведал, что последует дальше.
Стратегический план педагога очевиден: если никаких разумных предложений не возникнет, придется резко сузить границы детского поиска и перейти к пошаговой помощи в форме наводящих вопросов. Тактика тоже очевидна: подхватывать любые зародыши продуктивных детских размышлений, игнорируя непродуктивные. Что учитель и делает, услышав робкую попытку Вали и как бы не услышав громкое, но уводящее от цели заявление Феди.
Валя рассуждает строго в соответствии с известным детям основным законом письма: орфограммы слабых позиций проверяются по сильным позициям в той же части слова. Сейчас этот общий закон предстоит распространить на новую, еще неизвестную часть слова.
Володя задает обсуждению новый оттенок: он, в сущности, спрашивает, а чего именно мы не знаем про неизвестную часть слова, если мы знаем, как она называется. Заметим, что знание «умных слов» вынесено не из уроков русского языка. Скорее всего, эту информацию дети принесли на урок из дома. Житейский, размытый характер терминов объясняет нечеткость, приблизительность ответа Володи - мальчика невероятно чувствительного к терминологической точности выражения мысли. Эта чуткость Володи позволила сразу развести два аспекта обсуждаемой проблемы. Чего именно мы не знаем про неизвестную часть слова, если мы знаем ее название?
Возник рецидив инфантильного поведения: «Мы не знаем, поэтому ведите нас к знанию. Мы готовы следовать за вами!» Валя - самый тревожный мальчик в классе - напомнил еще об одной опасности самостоятельных «изобретений» : мы открыли основной закон письма на примере корня, проверили его действенность при проверке орфограмм в окончаниях имен существительных, прилагательных и глаголов. Но насколько надежен этот закон, не подведет ли он в новой части слова? Матвей вообще предлагает прекратить эти рискованные попытки что-то открыть самим.
Наступил момент трудный и для детей, и для учителя. Как же двинуться дальше? Перед тем, как сменить тактику и взять власть целиком в свои руки, учитель делает последнюю попытку предоставить ученикам возможность самостоятельно построить план предстоящей работы.

Последние новости

Случайные новости

  • Высоковольтные электродвигатели
    Высоковольтные электродвигатели специально предназначены для привода абсолютно разных механизмов, которые не требуют регулирования частоты самого вращения (вентиляторы, насосы и другие) и рассчитаны д ...
  • Повседневные события
    Память недолго хранит состояния природы, она задерживается на событиях жизни. Возможно, поэтому нам особо дороги произведения искусства, способные остановить прекрасные мгновенья.
  • Выставление оценок
    Формами проверки знаний, принятыми в системе подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве при итоговом учете успеваемости, являются: постоянное наблюдение за учебной работой обучающихся ...
  • Кредиты малому бизнесу без залога
    В последние годы все большее количество банков проявляет лояльность к предпринимателям и выдает
  • Подготовка к ЕГЭ по математике с репетитором
    Репетитор по математике – один из самых востребованных специалистов в сфере индивидуального обучения.
  • Направленность мысли.
    Направленность мысли на озаглавливание частей текста. Необходимо сравнить сходные слова по их содержанию и от о брать те, которые в наибольшей степени отражают основную мысль и содержание данной части ...
  • Рекомендации по установке кондиционеров.
    Правильная установка кондиционеров. Что необходимо знать. На чем не стоить экономить.
  • Ларингит у детей лечение
    В принципе, ларингит (воспаление гортани) никогда не считалось особо сложным и опасным заболеванием. Но, тем не менее, в связи со строением глотании у детей, лечение ларингита должно быть немедленным, ...
  • Организация и проведение установочных лекций
    Урок, являющийся основной формой учебной работы на первой ступени в системе производственно-технического обучения рабочих, применяется и при повышении квалификации рабочих, но эта форма учебной работы ...
  • Чайная роза – красота и здоровье
    Не об одном цветке не создано столько песен, стихов, легенд как о розе, а особенно об одной из самой древней из культивируемых роз –  чайной розе.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru