Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Общий способ действия как основа рефлексии, целеполагания и планирования

В следующем эпизоде учитель пробует определить, могут ли третьеклассники составить план предстоящего действия, способ осуществления которого лежит далеко за пределами детского знания.
Начиная этот эпизод, учитель, в самом деле, не ведал, что последует дальше.
Стратегический план педагога очевиден: если никаких разумных предложений не возникнет, придется резко сузить границы детского поиска и перейти к пошаговой помощи в форме наводящих вопросов. Тактика тоже очевидна: подхватывать любые зародыши продуктивных детских размышлений, игнорируя непродуктивные. Что учитель и делает, услышав робкую попытку Вали и как бы не услышав громкое, но уводящее от цели заявление Феди.
Валя рассуждает строго в соответствии с известным детям основным законом письма: орфограммы слабых позиций проверяются по сильным позициям в той же части слова. Сейчас этот общий закон предстоит распространить на новую, еще неизвестную часть слова.
Володя задает обсуждению новый оттенок: он, в сущности, спрашивает, а чего именно мы не знаем про неизвестную часть слова, если мы знаем, как она называется. Заметим, что знание «умных слов» вынесено не из уроков русского языка. Скорее всего, эту информацию дети принесли на урок из дома. Житейский, размытый характер терминов объясняет нечеткость, приблизительность ответа Володи - мальчика невероятно чувствительного к терминологической точности выражения мысли. Эта чуткость Володи позволила сразу развести два аспекта обсуждаемой проблемы. Чего именно мы не знаем про неизвестную часть слова, если мы знаем ее название?
Возник рецидив инфантильного поведения: «Мы не знаем, поэтому ведите нас к знанию. Мы готовы следовать за вами!» Валя - самый тревожный мальчик в классе - напомнил еще об одной опасности самостоятельных «изобретений» : мы открыли основной закон письма на примере корня, проверили его действенность при проверке орфограмм в окончаниях имен существительных, прилагательных и глаголов. Но насколько надежен этот закон, не подведет ли он в новой части слова? Матвей вообще предлагает прекратить эти рискованные попытки что-то открыть самим.
Наступил момент трудный и для детей, и для учителя. Как же двинуться дальше? Перед тем, как сменить тактику и взять власть целиком в свои руки, учитель делает последнюю попытку предоставить ученикам возможность самостоятельно построить план предстоящей работы.

Последние новости

Случайные новости

  • Джордж Сорос - один из багатейших инвесторов.
    Джордж Сорос является самой известной фигурой в инвестиционном мире. Его называют человеком-легендой за выдающиеся заслуги и  невероятный талант, принесший ему более 22 млрд. долларов по состояни ...
  • Заслуги Евгения Сергеевича Деммени
    Уже тогда Деммени сформулировал многое из того, что, получив дальнейшее развитие в практике советских кукольников, и сейчас остается основополагающим для искусства театра кукол.
  • Организация обучающих и развлекательных туров
    Разве можно переоценить важность и значение поездок в интересные места, которые способны дать молодому человеку новые знания и пробудить в нём интерес к всему новому и непознанному.
  • Театр для меня как для рыбы вода
    Я в этом деле слабо разбираюсь; на основании того, что я вычитал, могу сказать лишь, что «Скорпионом» признал себя формально.
  • Сюжет пьесы
    Первые театральные впечатления Шишигина были связаны с провинциальным театром Симбирска, где в годы революции волей судеб оказалась его семья. Потом снова родные места Архангельск, учеба в школе.
  • От "Пикколо театро" до "Ла Скалы": крутой поворот
    Выход был один - попытаться создать некую мозаику из наиболее выпуклых эпизодов, раздумий, помет, чтобы получился портрет человека и, год за годом,- история его личной и общественной жизни.
  • Закономерности развития.
    Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательной функции детей и подростков позволит учителю на практике более эффективно планировать ма ...
  • Методы испытания практической О
    Из новых тестов, служащих для испытания практической О., мы укажем на следующие: а) Значительная группа заданий является подражанием тем задачам, которые „Колер с таким успехом применял к обезьянам. З ...
  • Самопроизвольная (спонтанная) эволюция
    Структуры, находящиеся вблизи термодинамического равновесия. Самопроизвольная (спонтанная) эволюция этих структур связана с дезорганизацией, беспорядком, некогерентностью, неопределенностью и энтропие ...
  • Интервальная практика
    По мере работы над сценарием Фуллер постоянно переходит от знакомых страниц текста к новому материалу, и пьеса обретает форму, словно гобелен, прирастающий стежок за стежком. Каждая следующая сцена по ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru