Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Общий способ действия как основа рефлексии, целеполагания и планирования

В следующем эпизоде учитель пробует определить, могут ли третьеклассники составить план предстоящего действия, способ осуществления которого лежит далеко за пределами детского знания.
Начиная этот эпизод, учитель, в самом деле, не ведал, что последует дальше.
Стратегический план педагога очевиден: если никаких разумных предложений не возникнет, придется резко сузить границы детского поиска и перейти к пошаговой помощи в форме наводящих вопросов. Тактика тоже очевидна: подхватывать любые зародыши продуктивных детских размышлений, игнорируя непродуктивные. Что учитель и делает, услышав робкую попытку Вали и как бы не услышав громкое, но уводящее от цели заявление Феди.
Валя рассуждает строго в соответствии с известным детям основным законом письма: орфограммы слабых позиций проверяются по сильным позициям в той же части слова. Сейчас этот общий закон предстоит распространить на новую, еще неизвестную часть слова.
Володя задает обсуждению новый оттенок: он, в сущности, спрашивает, а чего именно мы не знаем про неизвестную часть слова, если мы знаем, как она называется. Заметим, что знание «умных слов» вынесено не из уроков русского языка. Скорее всего, эту информацию дети принесли на урок из дома. Житейский, размытый характер терминов объясняет нечеткость, приблизительность ответа Володи - мальчика невероятно чувствительного к терминологической точности выражения мысли. Эта чуткость Володи позволила сразу развести два аспекта обсуждаемой проблемы. Чего именно мы не знаем про неизвестную часть слова, если мы знаем ее название?
Возник рецидив инфантильного поведения: «Мы не знаем, поэтому ведите нас к знанию. Мы готовы следовать за вами!» Валя - самый тревожный мальчик в классе - напомнил еще об одной опасности самостоятельных «изобретений» : мы открыли основной закон письма на примере корня, проверили его действенность при проверке орфограмм в окончаниях имен существительных, прилагательных и глаголов. Но насколько надежен этот закон, не подведет ли он в новой части слова? Матвей вообще предлагает прекратить эти рискованные попытки что-то открыть самим.
Наступил момент трудный и для детей, и для учителя. Как же двинуться дальше? Перед тем, как сменить тактику и взять власть целиком в свои руки, учитель делает последнюю попытку предоставить ученикам возможность самостоятельно построить план предстоящей работы.

Последние новости

Случайные новости

  • Великий Лучано
    Оттолкнемся от очевидного. Во-первых, Доминго возбуждает зрительский интерес сам по себе, независимо от того, какую роль он исполняет.
  • Страницы из жизни театра
    Отважный, честный Тигренок, напоминавший своим обликом любимую детскую игрушку - мягкого чарушинского тигра, вызывал горячее сочувствие маленьких зрителей, внимательно следивших за его борьбой с жадно ...
  • Эффекта возникновения стереотипов
    Существует три объяснения эффекта возникновения стереотипизированной группы . Во-первых, он может быть результатом попытки человека рассказать связную историю, разные элементы которой не противоречат ...
  • Младший лейтенант Грасси
    В Фано, где он прослужил пять месяцев, с августа по декабрь 1942 года, он даже умудрился поставить спектакль.
  • Интерьеры античных домов
    Интерьеры античных домов не загромождались мебелью. Обстановка состояла из самых необходимых предметов: кроватей, столиков, нескольких стульев, сундука для одежды, светильников, бронзовой и серебряной ...
  • Анекдот о колоколах
    Именно в точной передаче атмосферы автор оперы превосходит текст пьесы Викторьена Сарду, сознательно отказываясь от расхожих риторических приемов. Можно по достоинству оценить письмо, которое композит ...
  • Преимущества и недостатки домашнего обучения ребенка
    Немало известных сегодня личностей вместо посещения школы занимало домашним обучением. Конечно, слишком смело утверждать, что каждый ребенок может стать гением в какой-то сфере. Но все-таки домашнее о ...
  • Опыт приобретенный детьми
    Вполне очевидно, что один лишь опыт пребывания в аэропорту не может до конца объяснить увлечение Джоя вращающимися механизмами. Как я уже говорил, занятие с крутящимися предметами довольно характерно ...
  • Каким человеком выйдет он оттуда?
    Мальчик, привыкший обманывать соперников, не снискал теннисных лавров, постепенно перешел в середнячки, но все же продолжал тренироваться, т.к. папа- бизнесмен надеялся теннисом отвлечь подростка от р ...
  • Бесплатные объявления в Интернете. Стоит ли размещать?
    Если открыть поисковую систему, то можно увидеть, что количество сайтов, предлагающих разместить бесплатное объявление, просто огромно. Какой из них выбрать и стоит ли вообще размещать объявления в Ин ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru