Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Реконструкция возможного способа построения гипотезы Мити

Однако мысль первоклассника не рождается в ходе систематического рассуждения, и счастливое озарение Мити едва ли было порождено чисто логическим путем. Митя опередил учительские замыслы примерно на неделю. Людмила Андреевна планировала сегодня привести свой класс к открытию того закона русской графики, который отражен в схеме на рис. 79, следующие 3 - 4 урока русского языка посвятить так называемой отработке действий письма с опорой на новую схему. И лишь после этого ввести самую сложную тему букварного периода обучения грамоте, в которую Митя ворвался сегодня по собственной инициативе.
Заметим, что Митин прорыв прервал процесс выведения схемы, описывающей две позиции звука [J] и переключил внимание учителя и класса на третью, особенную позицию: согласный звук - [J] - гласный звук. Сочетание звуков [J] [И], о котором заговорил Митя, является частным случаем именно этой позиции, и рассматривается в букварный период обучения родному языку в связи с орфограммой «Разделительный мягкий и твердый знак».
На сегодняшнем уроке учительница предоставила Мите слово, записала его авторскую гипотезу на доске и вернулась к работе, прерванной Митиным размышлением. Через неделю, внутри сюжета «Разделительный мягкий и твердый знак» она вернется к сегодняшней Митиной догадке, восстановит на доске схему Мити и спросит автора, согласен ли он сам с собой. Для того чтобы и Митя, и его одноклассники увидели ценность гипотез, которые не подтверждаются фактами, учительница предложит классу игру «Реформа русской орфографии», где Митя будет играть роль реформатора, который упростил написание многих русских слов. В самом деле, вместо того, чтобы мучиться и выбирать: Ъ и Ь знак надо написать, например, в словах ШЬЮ, ОБЪЁМ, не проще ли написать единообразно «по Митиному методу»: ШЙУ, ОБЙОМ?
Беспрецедентная125 учебная инициатива Мити, описанная в этом эпизоде, является проявлением предельно высокой нормы возрастных возможностей младших школьников в усвоении теоретических знаний. В сущности, Митя задал себе вопрос: все ли возможные случаи описаны новой схемой, нашел возможный, но не рассмотренный случай, понял, чем этот нерассмотренный случай отличается от рассмотренных, и построил «теорию» для этого особенного случая. Понять вопрос, на который ответил Митя, найти ответ на этот вопрос по плечу большинству первоклассников. Задать этот вопрос самостоятельно, в ситуации, когда учитель ничего не делает для того, чтобы дети задумались о полноте класса задач, описанных новой схемой - в этом первоклассник Митя обнаруживает свою незаурядность. Этот присущий Мите дар мы и называем здесь высокой поисковой активностью. В Митином случае мы видим ПА, которая уже опирается на начала теоретического мышления, специально культивируемого в обучении по системе Эльконина - Давыдова.

Последние новости

Случайные новости

  • Курсы макияжа: чему они вас научат?
    Если вы придёте на курсы визажа, то преподаватель определит ваш цветотип лица и посоветует те средства, которые вам лучше всего употреблять. А ведь многие мало того что всю жизнь пользуются одной и то ...
  • Выбираем няню для своего ребенка
    Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, мама (или папа), как правило, выходит из декретного отпуска и идет на работу.
  • Что делать, если у ребенка запор?
    Первое, что нужно сделать, это взять себя в руки, не впадать в паническое состояние. Специалисты медицины утверждают, что данное явление это вполне нормально.
  • Использование ip-камер в школах
    В течение последних нескольких лет очень популярно стало устанавливать видеонаблюдение в дошкольных и школьных учреждениях.
  • "Большая вода".
    Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подуть на воду («сделать ветер») и отмечает, что кораблик начинает качаться на волнах. Читает стихотворение второй раз.
  • Результаты по народным школам
    Германские работы подобного рода явились результатом собеседований в моем психологическом семинаре (вначале в Бреславле, а затем в Гамбурге), которые я посвятил проблеме оценки О. Это имело ту положит ...
  • Развитие тестового исследования
    В первую голову все те методы, которые применялись психологами-экспериментаторами в связи с другими проблемами, были перенесены в область исследования о., при чем просто исследовалось, дают ли более о ...
  • Воздействие мхатовской режиссуры
    Менее содержательными оказались «Бесприданница», «Дворянское гнездо» (режиссер Т. А. Кондрашев) и «Зыковы» (режиссер В. А. Давыдов).
  • Жажда активного участия
    С проснувшейся жаждой активного участия в общей - «взрослой» жизни, их окружающей, смелые, талантливые и трудолюбивые маленькие киевляне были зачинателями больших дел в создании новых путей подъема об ...
  • Мнемонические приемы практически неисчерпаемы
    Их общий признак — наличие той или иной структуры (числовой схемы, маршрута, плана этажа, песни, стихотворения, афоризма, акронима), которая должна быть вам очень хорошо известна и элементы которой ле ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru