Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Реконструкция возможного способа построения гипотезы Мити

Однако мысль первоклассника не рождается в ходе систематического рассуждения, и счастливое озарение Мити едва ли было порождено чисто логическим путем. Митя опередил учительские замыслы примерно на неделю. Людмила Андреевна планировала сегодня привести свой класс к открытию того закона русской графики, который отражен в схеме на рис. 79, следующие 3 - 4 урока русского языка посвятить так называемой отработке действий письма с опорой на новую схему. И лишь после этого ввести самую сложную тему букварного периода обучения грамоте, в которую Митя ворвался сегодня по собственной инициативе.
Заметим, что Митин прорыв прервал процесс выведения схемы, описывающей две позиции звука [J] и переключил внимание учителя и класса на третью, особенную позицию: согласный звук - [J] - гласный звук. Сочетание звуков [J] [И], о котором заговорил Митя, является частным случаем именно этой позиции, и рассматривается в букварный период обучения родному языку в связи с орфограммой «Разделительный мягкий и твердый знак».
На сегодняшнем уроке учительница предоставила Мите слово, записала его авторскую гипотезу на доске и вернулась к работе, прерванной Митиным размышлением. Через неделю, внутри сюжета «Разделительный мягкий и твердый знак» она вернется к сегодняшней Митиной догадке, восстановит на доске схему Мити и спросит автора, согласен ли он сам с собой. Для того чтобы и Митя, и его одноклассники увидели ценность гипотез, которые не подтверждаются фактами, учительница предложит классу игру «Реформа русской орфографии», где Митя будет играть роль реформатора, который упростил написание многих русских слов. В самом деле, вместо того, чтобы мучиться и выбирать: Ъ и Ь знак надо написать, например, в словах ШЬЮ, ОБЪЁМ, не проще ли написать единообразно «по Митиному методу»: ШЙУ, ОБЙОМ?
Беспрецедентная125 учебная инициатива Мити, описанная в этом эпизоде, является проявлением предельно высокой нормы возрастных возможностей младших школьников в усвоении теоретических знаний. В сущности, Митя задал себе вопрос: все ли возможные случаи описаны новой схемой, нашел возможный, но не рассмотренный случай, понял, чем этот нерассмотренный случай отличается от рассмотренных, и построил «теорию» для этого особенного случая. Понять вопрос, на который ответил Митя, найти ответ на этот вопрос по плечу большинству первоклассников. Задать этот вопрос самостоятельно, в ситуации, когда учитель ничего не делает для того, чтобы дети задумались о полноте класса задач, описанных новой схемой - в этом первоклассник Митя обнаруживает свою незаурядность. Этот присущий Мите дар мы и называем здесь высокой поисковой активностью. В Митином случае мы видим ПА, которая уже опирается на начала теоретического мышления, специально культивируемого в обучении по системе Эльконина - Давыдова.

Последние новости

Случайные новости

  • От Тимоти Шелли к Элизабет Хитченер
    Я не писал Вам два дня, чтобы мои письма не следовали одно за другим с перерывом всего в один день. К тому же я много времени провожу в беседах с Саути.
  • Причины неэффективности распространения листовок по почтовым ящикам.
    Современный мир практически невозможно представить без рекламы. Она окружает нас повсюду в самых различных формах и проявления.
  • Профессиональное обучение свадебному танцу
    Свадьба – это событие, которого, безусловно, ждут. И не только в молодом возрасте надо сказать. Это гораздо больше, чем просто бракосочетание и прочие последующие церемонии. Свадебный пир и торжество, ...
  • Теории функции сна
    Предположение, что во время сна речь идет о «филогенетическом реликте поведения», можно считать опровергнутым. Это предположение основывалось на экспериментах со сном, показавших, что при 264-часовом ...
  • Лирическая нота
    Многочисленные столкновения из-за требуемых Направником купюр в его операх приводили к конфликтам. Однако, отрицая достоинства музыки кучкистов, Направник зачастую не менее сурово критиковал и оперы л ...
  • Древние концепции счастья: основа всего — добродетель
    Мы начнем описание с философов IV—111 веков до нашей эры. Как это ни странно, именно в этот период произошло формирование значительной части базы философских взглядов человечества. К этому периоду отн ...
  • Сжатое пространство
    В течение 1907 г., овладевая новыми принципами композиции, вновь и вновь обращаясь к разработке цвета, Матисс окончательно и точно формулирует основную идею своего творчества, кристаллизует свое худож ...
  • Пьеса «Шесть персонажей в поисках автора»
    Когда же на вопросы актеров: «Чем будем заниматься?» - Директор ответил: «Репетировать второй акт ,,Игры интересов\"» (то есть уже известной публике пьесы Пиранделло), зрители повскакивали с мест с во ...
  • Сценическая судьба «Русалки»
    Придерживаясь признанного мною правила, я не преминул, по представлении г. Даргомыжским в дирекцию оперы «Русалка», распорядиться поставить ее на сцену и сделать все возможное к тому, чтобы она дана б ...
  • Старший ребенок больше не единственный
    Несколько лет первенец был единственным и ненаглядным ребенком в семье, и вдруг все изменилось - ему сообщили, что у него скоро будет братик (сестричка). Когда родители планируют рождение второго или ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru