Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Реконструкция возможного способа построения гипотезы Мити

Однако мысль первоклассника не рождается в ходе систематического рассуждения, и счастливое озарение Мити едва ли было порождено чисто логическим путем. Митя опередил учительские замыслы примерно на неделю. Людмила Андреевна планировала сегодня привести свой класс к открытию того закона русской графики, который отражен в схеме на рис. 79, следующие 3 - 4 урока русского языка посвятить так называемой отработке действий письма с опорой на новую схему. И лишь после этого ввести самую сложную тему букварного периода обучения грамоте, в которую Митя ворвался сегодня по собственной инициативе.
Заметим, что Митин прорыв прервал процесс выведения схемы, описывающей две позиции звука [J] и переключил внимание учителя и класса на третью, особенную позицию: согласный звук - [J] - гласный звук. Сочетание звуков [J] [И], о котором заговорил Митя, является частным случаем именно этой позиции, и рассматривается в букварный период обучения родному языку в связи с орфограммой «Разделительный мягкий и твердый знак».
На сегодняшнем уроке учительница предоставила Мите слово, записала его авторскую гипотезу на доске и вернулась к работе, прерванной Митиным размышлением. Через неделю, внутри сюжета «Разделительный мягкий и твердый знак» она вернется к сегодняшней Митиной догадке, восстановит на доске схему Мити и спросит автора, согласен ли он сам с собой. Для того чтобы и Митя, и его одноклассники увидели ценность гипотез, которые не подтверждаются фактами, учительница предложит классу игру «Реформа русской орфографии», где Митя будет играть роль реформатора, который упростил написание многих русских слов. В самом деле, вместо того, чтобы мучиться и выбирать: Ъ и Ь знак надо написать, например, в словах ШЬЮ, ОБЪЁМ, не проще ли написать единообразно «по Митиному методу»: ШЙУ, ОБЙОМ?
Беспрецедентная125 учебная инициатива Мити, описанная в этом эпизоде, является проявлением предельно высокой нормы возрастных возможностей младших школьников в усвоении теоретических знаний. В сущности, Митя задал себе вопрос: все ли возможные случаи описаны новой схемой, нашел возможный, но не рассмотренный случай, понял, чем этот нерассмотренный случай отличается от рассмотренных, и построил «теорию» для этого особенного случая. Понять вопрос, на который ответил Митя, найти ответ на этот вопрос по плечу большинству первоклассников. Задать этот вопрос самостоятельно, в ситуации, когда учитель ничего не делает для того, чтобы дети задумались о полноте класса задач, описанных новой схемой - в этом первоклассник Митя обнаруживает свою незаурядность. Этот присущий Мите дар мы и называем здесь высокой поисковой активностью. В Митином случае мы видим ПА, которая уже опирается на начала теоретического мышления, специально культивируемого в обучении по системе Эльконина - Давыдова.

Последние новости

Случайные новости

  • Несостоятельность положения
    Что касается нормирования комплексных работ, то, по мнению М. П. Зеленина, существующие коэффициенты не учитывают роста материальной базы, а также некоторых новых методов обучения. В основу расчета эт ...
  • Биографические материалы
    Не повторяя того, что читатель найдет в других статьях и материалах настоящего сборника, напомним здесь лишь одно: исходным моментом теории Яворского был интонационно-ладовый анализ русской крестьянск ...
  • Детская сексуальная революция
    Детская сексуальная революция - такое определение уже дали этому процессу, скорее напоминающую катастрофу, чем революцию. Действительно, сейчас возраст менархе у девочек снизился до 8-11 лет. И вот, с ...
  • Доступная элитная сантехника
    Любой человек старается сделать свою жизнь комфортной.
  • Светодиодные лампы
    Светодиодные лампы – это совершено инновационное и современное поколение в сфере великолепного освещения домов, офисов и других помещений.
  • Проблемы школьников с опережающим развитием и их решение
    Многим родителям, воспитывающим ребенка школьного возраста, приходится решать проблемы, связанные в первую очередь с отставанием их чада. И таким мамам и папам кажется, что у хорошо успевающих детей с ...
  • Линии площадки
    В самых младших возрастных категориях дети еще не могут хорошо видеть линии площадки (особенно на стороне соперника), поэтому жульничество приносит определенные выгоды на корте. Если играют два игрока ...
  • Портрет школьника
    Итак, путь, который в начале урока проложил Митя, пройден многими его одноклассниками. Таблица сама «подсказывает» мысленное сокращение способа построения величины «Ф», и эта «подсказка» стала для дет ...
  • Надёжное школьное обучение всем семьям
    Находчивость считалась очень эффективным инструментом в любой час. Даже в средние века благодаря знаниям можно было достигать поставленных задач.
  • Как ребенку можно выучить иностранный язык вне школы
    Требования к обладанию иностранными языками в школах постоянно растут. Это и понятно, ведь знание английского или немецкого является серьезным конкурентным преимуществом. Но лучше изучать иностранный ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru