Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Реконструкция возможного способа построения гипотезы Мити

Однако мысль первоклассника не рождается в ходе систематического рассуждения, и счастливое озарение Мити едва ли было порождено чисто логическим путем. Митя опередил учительские замыслы примерно на неделю. Людмила Андреевна планировала сегодня привести свой класс к открытию того закона русской графики, который отражен в схеме на рис. 79, следующие 3 - 4 урока русского языка посвятить так называемой отработке действий письма с опорой на новую схему. И лишь после этого ввести самую сложную тему букварного периода обучения грамоте, в которую Митя ворвался сегодня по собственной инициативе.
Заметим, что Митин прорыв прервал процесс выведения схемы, описывающей две позиции звука [J] и переключил внимание учителя и класса на третью, особенную позицию: согласный звук - [J] - гласный звук. Сочетание звуков [J] [И], о котором заговорил Митя, является частным случаем именно этой позиции, и рассматривается в букварный период обучения родному языку в связи с орфограммой «Разделительный мягкий и твердый знак».
На сегодняшнем уроке учительница предоставила Мите слово, записала его авторскую гипотезу на доске и вернулась к работе, прерванной Митиным размышлением. Через неделю, внутри сюжета «Разделительный мягкий и твердый знак» она вернется к сегодняшней Митиной догадке, восстановит на доске схему Мити и спросит автора, согласен ли он сам с собой. Для того чтобы и Митя, и его одноклассники увидели ценность гипотез, которые не подтверждаются фактами, учительница предложит классу игру «Реформа русской орфографии», где Митя будет играть роль реформатора, который упростил написание многих русских слов. В самом деле, вместо того, чтобы мучиться и выбирать: Ъ и Ь знак надо написать, например, в словах ШЬЮ, ОБЪЁМ, не проще ли написать единообразно «по Митиному методу»: ШЙУ, ОБЙОМ?
Беспрецедентная125 учебная инициатива Мити, описанная в этом эпизоде, является проявлением предельно высокой нормы возрастных возможностей младших школьников в усвоении теоретических знаний. В сущности, Митя задал себе вопрос: все ли возможные случаи описаны новой схемой, нашел возможный, но не рассмотренный случай, понял, чем этот нерассмотренный случай отличается от рассмотренных, и построил «теорию» для этого особенного случая. Понять вопрос, на который ответил Митя, найти ответ на этот вопрос по плечу большинству первоклассников. Задать этот вопрос самостоятельно, в ситуации, когда учитель ничего не делает для того, чтобы дети задумались о полноте класса задач, описанных новой схемой - в этом первоклассник Митя обнаруживает свою незаурядность. Этот присущий Мите дар мы и называем здесь высокой поисковой активностью. В Митином случае мы видим ПА, которая уже опирается на начала теоретического мышления, специально культивируемого в обучении по системе Эльконина - Давыдова.

Последние новости

Случайные новости

  • Детские капризы
    В разные возрастные периоды жизни ребенок резко меняет свое поведение, и из мягкого, послушного ребенка превращается в маленького, вечно орущего монстра. Эти периоды характеризуются возрастным кризисо ...
  • Формальные связи в педагогическом коллективе.
    Обычно формальные связи в педагогическом коллективе строятся на четко определенных кругом функциональной роли отношениях.
  • Новые темы: развитие памяти и стратегий запоминания
    Вместо простого повторения задания Пиаже, некоторые исследователи попытались предложить другие способы проверки того, что дети школьного возраста по сравнению с младшими детьми при выполнении заданий ...
  • Культурное строительство
    Весной 1919 года Ярославль посетил А. В. Луначарский, который совершал инспекционную поездку в качестве уполномоченного ВЦИК для борьбы с дезертирством.
  • Новые идеи в психологии.
    Новые идеи в психологию Эго и проблему защитных механизмов вносит X. Хартманн.
  • Ребенок и мобильный телефон: за и против
    У родителей не возникает желания купить своему ребенку мобильный телефон, пока он дошкольник. Но как только ребенок пошел в школу, родители считают, что телефон всегда должен быть рядом, что облегчит ...
  • Наслаждение плыть около тайги и дизельные электростанции "Азимут"
    Ранние утренники уже золотят тайгу, алеет рябина, и северное бирюзовое небо сияет холодным блеском приближающейся осени.
  • Педагоги-практики
    Мне кажется, что таким путем можно добиться наибольшей надежности решения, возможной вообще при применении педагогических и психологических испытаний при современном состоянии наших методов. К такой н ...
  • Дружба — сложное переплетение встреч
    Никто не знает заранее, произойдет такая встреча или нет. Она всегда непредсказуема, всегда неожиданна, так же как и счастье, которое никогда не бывает там, где мы поджидаем его, сидя, как охотники, в ...
  • Рабочее место слесаря
    Для примера возьмем рабочее место слесаря. Основным оборудованием для организации его труда является верстак, используемый как для обработки деталей, так и для сборки узлов, а также различные устройст ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru