Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Реконструкция возможного способа построения гипотезы Мити

Однако мысль первоклассника не рождается в ходе систематического рассуждения, и счастливое озарение Мити едва ли было порождено чисто логическим путем. Митя опередил учительские замыслы примерно на неделю. Людмила Андреевна планировала сегодня привести свой класс к открытию того закона русской графики, который отражен в схеме на рис. 79, следующие 3 - 4 урока русского языка посвятить так называемой отработке действий письма с опорой на новую схему. И лишь после этого ввести самую сложную тему букварного периода обучения грамоте, в которую Митя ворвался сегодня по собственной инициативе.
Заметим, что Митин прорыв прервал процесс выведения схемы, описывающей две позиции звука [J] и переключил внимание учителя и класса на третью, особенную позицию: согласный звук - [J] - гласный звук. Сочетание звуков [J] [И], о котором заговорил Митя, является частным случаем именно этой позиции, и рассматривается в букварный период обучения родному языку в связи с орфограммой «Разделительный мягкий и твердый знак».
На сегодняшнем уроке учительница предоставила Мите слово, записала его авторскую гипотезу на доске и вернулась к работе, прерванной Митиным размышлением. Через неделю, внутри сюжета «Разделительный мягкий и твердый знак» она вернется к сегодняшней Митиной догадке, восстановит на доске схему Мити и спросит автора, согласен ли он сам с собой. Для того чтобы и Митя, и его одноклассники увидели ценность гипотез, которые не подтверждаются фактами, учительница предложит классу игру «Реформа русской орфографии», где Митя будет играть роль реформатора, который упростил написание многих русских слов. В самом деле, вместо того, чтобы мучиться и выбирать: Ъ и Ь знак надо написать, например, в словах ШЬЮ, ОБЪЁМ, не проще ли написать единообразно «по Митиному методу»: ШЙУ, ОБЙОМ?
Беспрецедентная125 учебная инициатива Мити, описанная в этом эпизоде, является проявлением предельно высокой нормы возрастных возможностей младших школьников в усвоении теоретических знаний. В сущности, Митя задал себе вопрос: все ли возможные случаи описаны новой схемой, нашел возможный, но не рассмотренный случай, понял, чем этот нерассмотренный случай отличается от рассмотренных, и построил «теорию» для этого особенного случая. Понять вопрос, на который ответил Митя, найти ответ на этот вопрос по плечу большинству первоклассников. Задать этот вопрос самостоятельно, в ситуации, когда учитель ничего не делает для того, чтобы дети задумались о полноте класса задач, описанных новой схемой - в этом первоклассник Митя обнаруживает свою незаурядность. Этот присущий Мите дар мы и называем здесь высокой поисковой активностью. В Митином случае мы видим ПА, которая уже опирается на начала теоретического мышления, специально культивируемого в обучении по системе Эльконина - Давыдова.

Последние новости

Случайные новости

  • Поиски самого себя
    Сначала мы имеем дело с периодом исследований, периодом проб и ошибок. Мы пытаемся действовать то в одном направлении, то в другом. Начиная с разведки, с испытаний, мы накапливаем опыт ошибок и разоча ...
  • Что рассказал мне один подросток во время психотерапевтического сеанса
    Подтянуться в учебе? Даже не подумаю. Родители постоянно наседают на меня, хотят, чтобы я приносил домой хорошие оценки. Если я буду хорошо учиться, они обрадуются — получится, что они добились своего ...
  • Гигантская спираль
    В таком музее почти не устаешь. Да и освещены картины очень рационально - свет омывает их со всех сторон и ничто в них не отсвечивает, не надо напрягать глаз и метаться в поисках удобной точки осмотра ...
  • Школьные ранги
    В ранних стадиях нашей работы с этой целью пользовались просто обычными школьными ранговыми рядами. Эббингауз первый пошел по этому пути] многие последовали за ним, Эббингауз в ряде школ применял тест ...
  • Бесплатные объявления - способ донести информацию
    Начиная с пьесы «Ночи гнева» театр приступил к серии общедоступных спектаклей; билеты продавались по еще более сниженным ценам, с расчетом на однородную аудиторию.
  • В каком возрасте идти в детский сад?
    Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что дети, посещающие детский сад, получают хорошую дошкольную подготовку. На первом году обучения в школе такие дети показывают лучшие результаты, чем дети, н ...
  • Как использовать активное выслушивание, чтобы помочь младенцам
    К сожалению, родители детей грудного или ясельного возраста не применяют метод активного выслушивания, чтобы удостовериться, правильно ли они поняли малыша. Они торопятся прийти ребенку на помощь, не ...
  • Гонки як розвага
    Кожній людині притаманна жага до швидкості, до суперництва і перегонів, проте, волею доль далеко не багатьом вдається стати професійними спортсменами, і прославитися в світі автомобільного спорту.
  • Лечение, основанное на нормализации семейных отношений
    Лечение, основанное на нормализации семейных отношений, оказалось эффективным также при психических нарушениях у детей и подростков, нарушениях поведения, подростковой преступности, при нарушениях в п ...
  • Другая пьеса
    Другая пьеса рассчитана на 4 актеров. Разбирается человеческий характер. Первый акт происходит в 1944 году во время ленинградской блокады, герои еще дети.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru