Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Интуиция, инсайт, принцип сохранения

Было бы преждевременно и самонадеянно понятийно определять прозрачную метафору «нащупали». Интуиция, инсайт, принцип сохранения, обратимость умственных операций, интериоризация опосредствованного действия, перевод действия в умственный план и его сокращение - вот лишь начало перечня психологических контекстов, в которых описанный факт получит разную, но равнодостойную интерпретацию. Для нас важно зафиксировать лишь одно неслучайное обстоятельство открытия латентных возможностей действия.
Когда «открытие» делает ученик в учебной ситуации, специально обустроенной взрослым так, чтобы «открытие» стало возможным, оно случается систематически. Педагогическое обустройство места для детских «открытий» основано на особенностях тех знаково-символических средств, которые и открываются детям. Дело в том, что язык всегда старше говорящего на нем и опытней в выражении значений115, знаки всегда скрывают еще неоткрытые и неиспытанные возможности выражения. Свойство знака открывать свои скрытые возможности переходит из потенции языка в реальность расширяющихся детских способностей, когда на теле этого знака пересекаются поисковые действия ребенка и поддерживающие действия взрослого, который делает заметным то, что ребенок обнаружил в поиске с той или иной долей случайности. Именно такое действие и называется интерпсихическим: функциональное новообразование в детском действии появляется при участии взрослого, но не как имитация действия педагога и не благодаря его прямым указаниям.
Три качества неизменно присущи интерпсихическому действию, приводящему младшего школьника с завидной регулярностью к учебному «открытию»:
1. Знаки, которыми учитель описывает задачу, обозначают развивающиеся понятия, и история их развития отражает, с одной стороны, историю происхождения этих понятий в науке, с другой стороны, историю постижения этих понятий в учебной деятельности каждого ученика.
2. Действуя с помощью относительно освоенных знаковых средств в относительно знакомой ситуации, ребенок может обнаружить новые свойства знаков.
3. Фиксируя эти новые свойства, делая их заметными, значимыми и для автора «открытия» и для его одноклассников, учитель может придать детской активности характер пробы собственных расширяющихся возможностей действия с помощью вновь «открытой» мощности знакомого инструмента.

Последние новости

Случайные новости

 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru