Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Портрет школьника

Итак, путь, который в начале урока проложил Митя, пройден многими его одноклассниками. Таблица сама «подсказывает» мысленное сокращение способа построения величины «Ф», и эта «подсказка» стала для детей заметной и понятной. Но Митя изобрел еще один способ мысленного сокращения способа построения составной величины: перевод мелких мерок в более крупные. Этот способ уже был разобран в классе, несколько детей попробовали им воспользоваться. Но не очевидно, что они смогут или захотят вновь решиться на усилие мысленного преобразования в новых, более сложных условиях. Сам Митя и Володя уже продемонстрировали, что готовы применить новую эвристику. А остальные первоклассники?
Последний эпизод урока показал, что способ мысленного перевода маленьких мерок в более крупные, который открылся Мите и Володе, уже выступил для их одноклассников как более привлекательный. Но действовать этим способом в уме они еще не готовы там, где требуется значительное число операций.
Микроанализ детско-учительского взаимодействия помогает рассмотреть момент рождения детской идеи, чье дальнейшее существование существенно зависит от «повивальных» действий учителя. Обозначим эти действия.
1. Взрослый приглашает детей в знакомую ситуацию, где они чувствуют себя комфортно и привычно. Знаки математического языка, на котором надо выражать свои мысли в ответ на вопросы учителя, более или менее освоены. Вопросы тоже не внове, но еще не надоели.
2. Взрослый спланировал эту ситуацию как двухслойную. В ней можно успешно действовать привычными способами, а можно усмотреть новые возможности того математического языка, на котором до сих пор строились лишь простые высказывания, и существенно сократить действие. В чем хитрость, секрет, двойное дно задачи, чреватой детскими открытиями новых значений знакомых знаков?
Сначала учитель пометил знакомым знаком задачную ситуацию, дети ее распознали и готовы в ней действовать. Начав действовать со знакомым средством, ребенок может попробовать слегка преобразовать это средство, делая его более удобным для данной конкретной ситуации. В этой попытке, в новом повороте привычного средства действия, ребенку могут открыться новые ранее невидимые свойства знака, с помощью которого он действовал. Если ребенок заметит это новое свойство знака и начнет с ним играть, «экспериментировать», то его действия из результативных имеют шанс превратиться в пробно-поисковые, направленные на исследование свойств самого средства и способа получения результата.

Последние новости

Случайные новости

  • Дружба — уважение, пиетет
    Дружба прерывает течение будничной жизни, возвышается над ней. Повседневность же старается внедриться в дружбу, взять ее в плен, навязать ей свои законы. Это особенно хорошо видно на примере отношений ...
  • Несколько лет за границей
    Он разучивал партии легко и нередко заменял других артистов, спасая спектакль. Это не помешало дирекции уволить его.
  • Программа СБиС++ от Тензор- система для отчетности посредством Интернета
    При использовании системы СБиС++ главную роль играет верный выбор постановщика системы, одним из лидеров рынка Москвы и Московской области является официальный представитель Тензор и поставщик СБиС Эл ...
  • Билеты в цирк на Вернадского — ваш пропуск в мир волшебства
    Всего за сорок лет благодаря сложному техническому оснащению и творческому подходу к выступлениям в цирке на Вернадского смогли создать коллектив, который достойно конкурирует с самыми известными труп ...
  • Чем отличается воспитание детей разного пола
    Эталон счастливой семьи - папа, мама, милый сынишка и лапочка дочка. Но не все родители знают, что в воспитании разнополых детей встречается набор определенных трудностей, ведь воспитание девочек в к ...
  • Мерилин Адамс
    Мерилин Адамс, проанализировав экспериментальные данные, привела убедительные доводы в пользу того, что дети, испытывающие трудности при обучении чтению, должны стараться достичь максимально возможног ...
  • Отдельные задачи
    Нередки случаи, когда отдельные задачи из тех, которые ребенок однажды научился решать, дабы хоть как-то сосуществовать с пугающим внешним миром, не обязательно дезинтегрируются с уходом ребенка в себ ...
  • Фанатик в работе
    Во мне живет ощущение огромной актерской и человеческой цельности Льва Наумовича. Глыба, корифей, мастер - какие еще эпитеты могут выразить его суть?
  • Третий год жизни ребенка
    На третьем году жизни ваш сын или дочь начинают осознавать себя в определенном смысле независимым от вас человеком.
  • Вечное бытие
    Я нашел свою заметку, сделанную несколько лет назад, когда я намеревался писать обо всем этом, но отвлекся на что-то другое.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru