Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Портрет школьника

Итак, путь, который в начале урока проложил Митя, пройден многими его одноклассниками. Таблица сама «подсказывает» мысленное сокращение способа построения величины «Ф», и эта «подсказка» стала для детей заметной и понятной. Но Митя изобрел еще один способ мысленного сокращения способа построения составной величины: перевод мелких мерок в более крупные. Этот способ уже был разобран в классе, несколько детей попробовали им воспользоваться. Но не очевидно, что они смогут или захотят вновь решиться на усилие мысленного преобразования в новых, более сложных условиях. Сам Митя и Володя уже продемонстрировали, что готовы применить новую эвристику. А остальные первоклассники?
Последний эпизод урока показал, что способ мысленного перевода маленьких мерок в более крупные, который открылся Мите и Володе, уже выступил для их одноклассников как более привлекательный. Но действовать этим способом в уме они еще не готовы там, где требуется значительное число операций.
Микроанализ детско-учительского взаимодействия помогает рассмотреть момент рождения детской идеи, чье дальнейшее существование существенно зависит от «повивальных» действий учителя. Обозначим эти действия.
1. Взрослый приглашает детей в знакомую ситуацию, где они чувствуют себя комфортно и привычно. Знаки математического языка, на котором надо выражать свои мысли в ответ на вопросы учителя, более или менее освоены. Вопросы тоже не внове, но еще не надоели.
2. Взрослый спланировал эту ситуацию как двухслойную. В ней можно успешно действовать привычными способами, а можно усмотреть новые возможности того математического языка, на котором до сих пор строились лишь простые высказывания, и существенно сократить действие. В чем хитрость, секрет, двойное дно задачи, чреватой детскими открытиями новых значений знакомых знаков?
Сначала учитель пометил знакомым знаком задачную ситуацию, дети ее распознали и готовы в ней действовать. Начав действовать со знакомым средством, ребенок может попробовать слегка преобразовать это средство, делая его более удобным для данной конкретной ситуации. В этой попытке, в новом повороте привычного средства действия, ребенку могут открыться новые ранее невидимые свойства знака, с помощью которого он действовал. Если ребенок заметит это новое свойство знака и начнет с ним играть, «экспериментировать», то его действия из результативных имеют шанс превратиться в пробно-поисковые, направленные на исследование свойств самого средства и способа получения результата.

Последние новости

Случайные новости

  • Конструкция мышления
    Ведь и глухие должны воспринять ее через череп, через мозговые нервы. Это вам не кружочки конторских счетов. Вы хотите сыграть, кончить сонату, а надо играть, превращать сонату в вечность.
  • Работа художника на натуре или на природе
    Эти размышления я имел возможность продолжить зимой в Москве и, поскольку у меня не будет более подходящего случая поделиться своими размышлениями, приведу их здесь в том виде, как они были мною запис ...
  • Реалистический театр
    Я шел в прологе с песней и думал: «Как я войду: прямо брошусь? Нет - я сначала разыграю маму». Строю разные предположения встречи с матерью, готовлюсь к ней.
  • Чем заняться, сидя с ребенком.
    Зазеркалье Ребенок стоит напротив вас и повторяет ваши движения. Сначала гладит себя правой рукой по голове, а левой рукой - по животу (сверху вниз).
  • Проблемы во взаимодействии школьника и репетитора
    Для увеличения шансов ребенка поступить в престижное учебное заведение родителей зачастую прибегают к помощи репетиторов. Правда, большинство из них почему-то уверено, что участие такого специалиста а ...
  • Adidas miCoach – личный тренер для бега с Android-аппаратом
    Фирма Adidas выпустила эксклюзивное приложение miCoach для Android-гаджетов. Эта программа-тренер очень пригодится большинству любителей спорта. В отличие от аналогов, miCoach рассчитан преимущественн ...
  • Дифференцируя социальную адаптацию
    Социальная адаптация претендует на рассмотрение ее как особой формы социального движения. В современных исследованиях дефиницией «социальная адаптация» обозначен процесс приспособления человека к разл ...
  • 12
    12
  • О криминалистических микроскопах
  • В процессе выполнения задания детьми
    У детей трех-четырех лет выполнение этого задания также вызвало интерес. В процессе рисования красками они шли разными путями: одни рисовали пятном, другие — контуром. С большим удовольствием дети нан ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru