Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Воспитание самостоятельности

Обратим внимание на тип логики, способ соединения единиц знания, который проступает в эпизодах 9 - 10. «ЖИ - ШИ» пишется с буквой «И», потому что есть такое правило. А еще потому, что звуки [Ж] и [Ш] твердые. Иными словами, причинно-следственные отношения между двумя элементами школьного знания здесь заменены на отношения рядоположенности. Впрочем, не стоит спешить с обобщениями и выводами: это мелкий эпизод, который, возможно случаен и ничего не говорит о скрытых в программе обучения представлениях о возрастных возможностях первоклассников и зоне их ближайшего развития. На этапе повторения мыслительные действия, свернутые в правиле, могут быть предельно редуцированы. Показательным является способ введения нового знания, о чем речь пойдет ниже.
Так, время. Кто написал - руку на локоть, как я вас учила. «ЛЫ-ЖИ». Поставим точку.
Сейчас в слове «КАРАНДАШИ» подчеркнём все орфограммы. Мы это слово уже проходили, но ещё раз напомнили, как оно пишется: гласная «А», вторая гласная «А», и орфограмма «ШИ». А в слове «ЛЫЖИ» - орфограмма «ЖИ». Так, молодцы, умнички. Спинку ровно. Можно ручку положить. Я уже вижу, что вы закончили. Так, хорошо, ребята.
Этот эпизод - самый длинный в уроке - заставляет еще раз восхититься достижениями педагога. Действие по сложному образцу и многошаговой инструкции поставлено в этом классе на уровне, не всегда доступном и более взрослым ученикам. Порядок в действиях, словах и мыслях учителя и учеников удивительный и с очевидностью ненасильственный. Эти первоклашки, как и почти все остальные, вкладывают душу в освоение письменного начертания букв. На этом этапе для них слиты в единый ритуал разноприродные правила, о которых напомнила им учительница.
Первоклассникам одинаково неведомы различия между двумя типами подчеркнутых орфограмм и между правилами «поставить точку для того, чтобы указать на конец записи» и «поставить руку с ручкой на локоть, чтобы показать учителю: я закончил работу». Но их щедро хватят за выполнение правил - всех правил. И у ребенка складывается самоощущение ученика успешного, т.е. соблюдающего правила.

Последние новости

Случайные новости

  • Вы хотите выучить английский язык?
    Вы хотите выучить английский язык? Или, быть может, начинали это делать раньше и просто хотите повысить уровень?
  • Контролирование кишечника
    Вскоре Лори перестала контролировать кишечник. А еще через некоторое время она еще больше ушла в себя, полностью отгородившись от мира и в возрасте шести лет производила впечатление совершенно немой, ...
  • Пешеходы, переходящие улицу, и регистрация ооо
    Мы решили начать знакомство с Парижем с Елиссйских полей. Судя по плану, от гостиницы «Роваро» до этой улицы было рукой подать.
  • Строгие нравственные принципы
    Красивая, стройная, элегантная, строгих нравственных принципов, она жила лишь своим домашним хозяйством, вела его просто и экономно.
  • Робкие одноклассники
    Требование было, во-первых, нашептано более робкими, но быстрее реагирующими одноклассниками Мити, во-вторых, специально спровоцировано учительницей, заявившей с театральной демонстративностью: «Не хо ...
  • Роль теоритических знаний.
    Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний.
  • Провинциальные музеи
    Конечно, автор не способен дать объективную оценку своей работе, самому художнику обычно дороже всего та, которую он пишет, а написав, одинаково любит все свои работы, заботясь, как о своем ребенке, п ...
  • Финансовые рынки
    Повороты на них происходят несколько иначе. Там главенствуют не столько события, сколько смены настроений, когда эйфория неожиданно вытесняется ужасом. Часто это происходит на основании уже давно изве ...
  • Улун: «самый китайский чай», выращиваемый в Поднебесной
    В соответствии с канонами церемония Гун Фу Ча, чай заваривают и подают в целом ряде модных заведений гастрономического толка не только Поднебесной - повышенным спросом тематические рестораны пользуютс ...
  • Рефлексивная самостоятельность ребенка
    Учебной самостоятельности невозможно научить напрямую; учитель может лишь создавать условия, в которых востребована детская самостоятельность в определении границ применимости известного способа дейст ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru