Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Зона ближайшего развития - открытие или банальность?

Понять отношение терминов «интерпсихическое», «совместное» и «совокупное» действие помогает логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского, проделанный В.П.Зинченко и Б.Г. Мещеряковым:
«Употребление термина «совокупная деятельность» не является принципиальным противопоставлением термину «совместная деятельность», который в аналогичных случаях применялся Д.Б. Элькониным. Термин «совокупная деятельность» относится нами к наиболее ранней форме взаимодействия ребенка и взрослого, когда еще невозможно говорить о симметричной совместности их отношений в процессе общей деятельности. В совокупной деятельности в полном смысле этого слова действует только взрослый. Он имеет определенные мотивы деятельности, ставит цели и задачи, в решение которых тем или иным способом вовлекается ребенок. Более мудрый взрослый улавливает сигналы - желания ребенка и организует вокруг них ту или иную совокупную деятельность».
Вслед за В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, мы будем использовать термин «интерпсихическое действие» для обозначения двух видов общности ребенка и взрослого - «совместного», или взаимно-активного действия и «совокупного», или такого действия взрослого, в котором детская активность подразумевается. Для нас чрезвычайно существенно то, что не любую форму руководства детским действием можно назвать «совокупным» действием, а лишь ту, в которой «мудрый» взрослый реагирует на инициативу ребенка, а точнее, давая ребенку авансы, интерпретирует его «сигналы-желания» именно как детские инициативы. Не любую общность ребенка и взрослого можно назвать интерпсихическим действием, а лишь «генетически исходную форму культурного (знако-опосредствованного) поведения, имеющую социальный характер» (Мещеряков, 1999; 10). Лишь при этих условиях возможно рождение взаимно-активного сотрудничества двух субъектов действия, действующих совместно по собственной инициативе и координирующих свои усилия, свои представления о результате совместного действия, способах и путях его достижения. Но даже не всякое взаимно-активное действие ребенка и взрослого, автоматически порождает интерпсихическую форму высшей психической функции. Это счастливое и нечастое событие, содержащее возможность детского развития, случается там, где намерения, инициативы ребенка и взрослого пересекаются на теле знака, символа или орудия.

Последние новости

Случайные новости

  • Первые краткие поездки
    Это произошло в 1974 году, по случаю гастролей миланского Ла Скала в легендарном Большом театре. То были времена Брежнева, точнее, тот самый год, когда Александр Солженицын, автор Архипелага ГУЛаг, но ...
  • Systems Director от IBM
    Уникальный продукт IBM Systems Director, выпущенный компанией IBM, позволяет не только значительно снизить расходы на содержание оборудования. Новинка позволяет своим клиентам выполнять как простейшие ...
  • Лекция
    К особенностям твоего общения относятся и такие типичные ошибки начинающих учителей, как появление «любимчиков» (конечно, если индивидуальная работа с этими учащимися идет в ущерб их одноклассникам), ...
  • Если родители все же сломались
    Ну, хорошо, скажут родители, мы предпочли ремесло, но как устранить школу, или хотя бы уменьшить ее нагрузку во имя РЕМЕСЛА? В настоящее время это трудный вопрос, т.к. школа пытается монополизировать ...
  • Ремонт стиральных машин от SM Service
    Стиральная машина – это незаменимая домашняя хозяйка и помощница. Трудно представить себе, что еще относительно недавно в нашем быту не было автоматических стиральных машин, которые полностью вз ...
  • Маэстро Джорджо Стайнер
    Это событие не повлекло за собой отмену Олимпийских игр, не нарушило и план выступления Ла Скала в Мюнхене, но произвело глубокое впечатление на Пласидо Доминго, который впервые столкнулся с явлением ...
  • Игрушка робот: мягкое чудо для малыша
    Игрушки роботы сейчас в огромном ассортименте представлены в наших магазинах. Они отличаются между собой материалом изготовления, способом управления (кнопки или пульт дистанционного управления), видо ...
  • Письмо Клер из Италии
    Если австрийцы встретят сильное сопротивление, им лучше сразу же отступить, ибо Всемирный Дух Добра восстал против них. Если же они пойдут на Неаполь беспрепятственно, нам останется предаться печали, ...
  • Кризис воссоединения у Брюс
    Брюсу было 16 месяцев, когда родилась его маленькая сестра. Изначально он старался справляться с этим событием, избегая видеть мать с новым ребенком, просто глядя в сторону. Но ко времени, когда сестр ...
  • Раздражение часто является следствием плохого объяснения
    Раздражение часто является следствием плохого объяснения своих требований или намерений, поэтому и упреки получаются несправедливыми. Смешно, но часто слышишь, как родители упрекают своих детей в том, ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru