Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Зона ближайшего развития - открытие или банальность?

Понять отношение терминов «интерпсихическое», «совместное» и «совокупное» действие помогает логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского, проделанный В.П.Зинченко и Б.Г. Мещеряковым:
«Употребление термина «совокупная деятельность» не является принципиальным противопоставлением термину «совместная деятельность», который в аналогичных случаях применялся Д.Б. Элькониным. Термин «совокупная деятельность» относится нами к наиболее ранней форме взаимодействия ребенка и взрослого, когда еще невозможно говорить о симметричной совместности их отношений в процессе общей деятельности. В совокупной деятельности в полном смысле этого слова действует только взрослый. Он имеет определенные мотивы деятельности, ставит цели и задачи, в решение которых тем или иным способом вовлекается ребенок. Более мудрый взрослый улавливает сигналы - желания ребенка и организует вокруг них ту или иную совокупную деятельность».
Вслед за В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, мы будем использовать термин «интерпсихическое действие» для обозначения двух видов общности ребенка и взрослого - «совместного», или взаимно-активного действия и «совокупного», или такого действия взрослого, в котором детская активность подразумевается. Для нас чрезвычайно существенно то, что не любую форму руководства детским действием можно назвать «совокупным» действием, а лишь ту, в которой «мудрый» взрослый реагирует на инициативу ребенка, а точнее, давая ребенку авансы, интерпретирует его «сигналы-желания» именно как детские инициативы. Не любую общность ребенка и взрослого можно назвать интерпсихическим действием, а лишь «генетически исходную форму культурного (знако-опосредствованного) поведения, имеющую социальный характер» (Мещеряков, 1999; 10). Лишь при этих условиях возможно рождение взаимно-активного сотрудничества двух субъектов действия, действующих совместно по собственной инициативе и координирующих свои усилия, свои представления о результате совместного действия, способах и путях его достижения. Но даже не всякое взаимно-активное действие ребенка и взрослого, автоматически порождает интерпсихическую форму высшей психической функции. Это счастливое и нечастое событие, содержащее возможность детского развития, случается там, где намерения, инициативы ребенка и взрослого пересекаются на теле знака, символа или орудия.

Последние новости

Случайные новости

  • Образ человека
    Именно в них затрагиваются самые важные стороны искусства театра кукол: режиссура, сценография, музыка и свет в кукольном спектакле, мастерство артиста-кукловода, вопросы эстрадного исполнительства, т ...
  • На пороге «детсадовского возраста»
    Идея детского сада появилась в нашей практике, когда мы заметили, что дети начинают проявлять интерес друг к другу, хотят быть вместе и образуют свои группы.
  • Игры "Расставляем фигурки", "Маленький птенчик" и "Поехали-поехали!".
    Расставляем фигурки Для этой игры понадобятся кубики и маленькие игрушки-фигурки. Пусть малыш поставит кубики в ряд. Справился? Молодец!
  • Выражения любви к ребенку
    Современные психологи классифицировали способы проявления родительской любви к ребенку следующим образом: физический контакт, пристальное наблюдение, контакт глазами и дисциплина. К сожалению, многие ...
  • Имбециллика
    Необходимо еще категорически предостеречь здесь от ошибочного истолкования понятия „неподвижное, стационарное состояние\". Имбециллика, который в течение всей жизни не выходит за пределы „7-летнего В. ...
  • Философский анализ
    И это же в самой своей сущности противоречило аффекту. Может быть, оба принципа характерны для нашей современности, так же как и озлобленная маниакальность, но я думаю, что настоящим художником будет ...
  • Система мониторинга за детькми.
    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения.
  • При заболеваниях органов дыхания
    Она возникает обычно как следствие поражения плевры в связи изолированным первичным сухим плевритом или плевритом, осложняющим течение крупозной или другой массивной пневмонии, а также как проявление ...
  • Как выбрать секцию для школьника правильно
    Школьники, предоставленные сами себе, зачастую начинают заниматься не самыми хорошими делами. Чтобы занять ребенка и развить какие-то способности, лучше отдать его в секцию или кружок. Родителям тольк ...
  • Симптом и характер ребенка
    В диагностике симптомы могут содействовать психологической оценке в наибольшей степени, когда есть возможность видеть их значение и динамический контекст у индивида и семьи. Традиционное психиатрическ ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru