Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Зона ближайшего развития - открытие или банальность?

Понять отношение терминов «интерпсихическое», «совместное» и «совокупное» действие помогает логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского, проделанный В.П.Зинченко и Б.Г. Мещеряковым:
«Употребление термина «совокупная деятельность» не является принципиальным противопоставлением термину «совместная деятельность», который в аналогичных случаях применялся Д.Б. Элькониным. Термин «совокупная деятельность» относится нами к наиболее ранней форме взаимодействия ребенка и взрослого, когда еще невозможно говорить о симметричной совместности их отношений в процессе общей деятельности. В совокупной деятельности в полном смысле этого слова действует только взрослый. Он имеет определенные мотивы деятельности, ставит цели и задачи, в решение которых тем или иным способом вовлекается ребенок. Более мудрый взрослый улавливает сигналы - желания ребенка и организует вокруг них ту или иную совокупную деятельность».
Вслед за В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, мы будем использовать термин «интерпсихическое действие» для обозначения двух видов общности ребенка и взрослого - «совместного», или взаимно-активного действия и «совокупного», или такого действия взрослого, в котором детская активность подразумевается. Для нас чрезвычайно существенно то, что не любую форму руководства детским действием можно назвать «совокупным» действием, а лишь ту, в которой «мудрый» взрослый реагирует на инициативу ребенка, а точнее, давая ребенку авансы, интерпретирует его «сигналы-желания» именно как детские инициативы. Не любую общность ребенка и взрослого можно назвать интерпсихическим действием, а лишь «генетически исходную форму культурного (знако-опосредствованного) поведения, имеющую социальный характер» (Мещеряков, 1999; 10). Лишь при этих условиях возможно рождение взаимно-активного сотрудничества двух субъектов действия, действующих совместно по собственной инициативе и координирующих свои усилия, свои представления о результате совместного действия, способах и путях его достижения. Но даже не всякое взаимно-активное действие ребенка и взрослого, автоматически порождает интерпсихическую форму высшей психической функции. Это счастливое и нечастое событие, содержащее возможность детского развития, случается там, где намерения, инициативы ребенка и взрослого пересекаются на теле знака, символа или орудия.

Последние новости

Случайные новости

  • Права и обязанности опекунов и попечителей
    Данная статья раскрывает права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных
  • Легко ли стать полиглотом или начнем с английского
    Никогда не поздно изменить свою жизнь к лучшему, например, начать изучение языка, давно ставшего международным!
  • Перенос фантазий
    Среди первых нарисованных им вещей были динозавры. С особой тщательностью им прорисовывались внутренний костяк — пищеварительный тракт коричневого цвета — и испражнения, покидающие тело (рис. 17). Изо ...
  • Смысл прошлой деятельности
    Что Вы сделали за это время и что Вы пережили? Соберите в хронологическом порядке все Вами сделанное и запечатленное в видимом мире, разложите перед собой и отдайте себе строгий отчет в том: каков был ...
  • Вибропрессы Кондор – гарантия качества за небольшую стоимость
    Вибропресс Кондор - современная высокотехнологичная техника для производства шлакоблока
  • Подбирая ребенку имя
    Свое княжение Владимир начинал с того, что принес в жертву языческим богам двух христиан — Ивана и Федора. С принятием христианства эти имена стали очень популярными и остаются таковыми до сих пор. И ...
  • Пульпирование суставов
    Пальпировать суставы необходимо осторожно в связи с возможностью болевой реакции, при максимальном расслаблении мышц. Поверхностным ощупыванием определяют температуру кожи над суставом (по сравнению с ...
  • Уравнивание множеств, различающихся на одну единицу
    Такие задания выполняются на основе использования приемов наложения, приложения и определения, одинаковое или разное количество элементов в множествах.
  • Алан в игровой терапии
    На первом занятии Алан отказался войти в игровую комнату. Он сел в кресло в приемной и стал грызть ногти, то и дело поглядывая на терапевта. Почувствовав тревогу ребенка, терапевт попросила мать Алана ...
  • Определение количества эритроцитов и лейкоцитов в периферической крови
    Для определения количества эритроцитов и лейкоцитов в 1 мкл кропи обычно используют метод подсчета их в счетной камере. В нашей стране чаще с этой целью применяют камеру с двумя сетками Горяе- иа, отд ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru