Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Зона ближайшего развития - открытие или банальность?

Понять отношение терминов «интерпсихическое», «совместное» и «совокупное» действие помогает логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского, проделанный В.П.Зинченко и Б.Г. Мещеряковым:
«Употребление термина «совокупная деятельность» не является принципиальным противопоставлением термину «совместная деятельность», который в аналогичных случаях применялся Д.Б. Элькониным. Термин «совокупная деятельность» относится нами к наиболее ранней форме взаимодействия ребенка и взрослого, когда еще невозможно говорить о симметричной совместности их отношений в процессе общей деятельности. В совокупной деятельности в полном смысле этого слова действует только взрослый. Он имеет определенные мотивы деятельности, ставит цели и задачи, в решение которых тем или иным способом вовлекается ребенок. Более мудрый взрослый улавливает сигналы - желания ребенка и организует вокруг них ту или иную совокупную деятельность».
Вслед за В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, мы будем использовать термин «интерпсихическое действие» для обозначения двух видов общности ребенка и взрослого - «совместного», или взаимно-активного действия и «совокупного», или такого действия взрослого, в котором детская активность подразумевается. Для нас чрезвычайно существенно то, что не любую форму руководства детским действием можно назвать «совокупным» действием, а лишь ту, в которой «мудрый» взрослый реагирует на инициативу ребенка, а точнее, давая ребенку авансы, интерпретирует его «сигналы-желания» именно как детские инициативы. Не любую общность ребенка и взрослого можно назвать интерпсихическим действием, а лишь «генетически исходную форму культурного (знако-опосредствованного) поведения, имеющую социальный характер» (Мещеряков, 1999; 10). Лишь при этих условиях возможно рождение взаимно-активного сотрудничества двух субъектов действия, действующих совместно по собственной инициативе и координирующих свои усилия, свои представления о результате совместного действия, способах и путях его достижения. Но даже не всякое взаимно-активное действие ребенка и взрослого, автоматически порождает интерпсихическую форму высшей психической функции. Это счастливое и нечастое событие, содержащее возможность детского развития, случается там, где намерения, инициативы ребенка и взрослого пересекаются на теле знака, символа или орудия.

Последние новости

Случайные новости

  • Комплексное строительство на обширной территории
    Вместе с тем в композиции фасадов домов, обращенных на главные магистрали города, проявились тенденции архитектурного творчества того времени.
  • Объясняя обучающимся способы
    При объяснении материала и показе приемов работы по заправке слесарно-монтажного инструмента инструктор использует два комплекта инструментов. Один из них смонтирован на планшете. Каждый из образцов и ...
  • Режиссер И. А. Ростовцев
    Вслед за «Фронтом» к двадцати пятилетию Октября были поставлены «Русские люди» (режиссер В. А. Орлов, художник А. И. Ипполитов).
  • Оборудование для грузового шиномонтажа
    В качественном обслуживании нуждаются не только легковые автомобили, но и грузовая техника. Сюда входит и монтаж-демонтаж покрышек колес, а также правильная балансировка колес.
  • Задание 37. Звук и буква И (продолжение)
    1. Выполни упражнения с грецким орехом или шариком су-джок: • «Упрямый орешек» (см. задание 24).
  • Требований к изготовлению детской одежды и её дизайн
    Любой художник-модельер разделяет процесс создания моделей одежды, как любого художественного изделия, на два основных этапа. Во-первых, это анализ информации, касающейся проектирования одежды, а во-в ...
  • Химия
    Химию Митя полюбил с первой встречи и оценивал одинаково высоко на протяжении всей основной школы. Отношения с первой школьной любовью - математикой складывались неровно : при неизменно высоком уровне ...
  • Текущий ремонт дизеля
    Текущий ремонт производят во время остановок дизеля, когда по графику загрузки энергетического оборудования он не должен работать.
  • Похвала
    Похвала — это, конечно же, один из видов вознаграждения. По крайней мере, так считают многие. Так почему бы не попробовать все время хвалить детей за «хорошее» поведение, а за «плохое» — наказывать, п ...
  • Каким именем назвать девочку
    Общие рекомендации, как назвать ребенка? Советы, каким именем назвать девочку, каким - мальчика. Чего нужно избегать, выбирая, каким именем назвать малыша.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru