Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Некоторые заключительные замечания о значении кризиса воссоединения

Вплоть до сего момента в развитии психоанализа мы пытались понять эту сферу психики при помощи сенестетической эмпатии. В недалеком будущем мы должны прийти к более всеобъемлющему эмпатически-интеллектуальному пониманию скрытых ощущений и других производных превербаль- ной фазы (ср.: Anthony, 1961). Из нашего исследования мы многое узнали о том, почему даже в относительно благоприятных и вполне обычных обстоятельствах столь редко встречается гладкое и равномерно прогрессирующее личностное развитие. Мы полагаем, что это связано с тем фактом, что сепарация и индивидуация являются производными и зависят от симбиотических истоков человеческого состояния, а именно от симбиоза с другим человеческим существом - матерью. Это создает постоянное страстное стремление к реальному или созданному в фантазиях абсолютно защищенному состоянию первичной идентификации, связанному с исполнением желаний (абсолютное первичное всемогущество, по: Ferenczi, 1913). К этому состоянию глубоко в нижних пластах изначального первичного бессознательного стремится каждое человеческое существо. К тому же гладкое и равномерно прогрессирующее личностное развитие оказывается столь затруднено по причине крайней сложности задачи, стоящей перед человеческим существом, которое должно приспособиться к опасностям и научиться жить отдельно в непростом и в основе своей враждебном мире. Кажется вполне естественным то, что даже самый нормальный в плане природных задатков ребенок с самой оптимально доступной матерью может оказаться неспособным пройти через сепарацию-индивидуацию без кризисов, выйти невредимым из борьбы воссоединения и вступить на эдипальную фазу, не испытав трудностей в своем развитии. Фактически, как мы обсуждали в главе 7, четвертая субфаза процесса сепарации-индивидуации не имеет четко определенной точки окончания. Одним из главных достижений нашего исследования явилось открытие, что у ранних детских неврозов обязательно имеется предшественник в период кризиса воссоединения. В некоторых случаях именно тогда происходит первое проявление невроза. Мы неоднократно подчеркивали это в нашей книге. Это часто захватывает и третий год жизни и может наслаиваться на фаллически-эдипальную фазу, что препятствует вытеснению и успешному преодолению эдипова комплекса (см.: Freud A., 1965b; Nagera, 1966). Как мы видим, многое в нашем представлении о здоровье и патологии может зависеть от особенностей развития, поэтому столь важно квалифицированно оценивать остаточные последствия симбиоза и стадий сепарации-индивидуации. Благодаря тому, что структурные и усовершенствованные психоаналитические теории развития обогащают друг друга, мы уже получаем инструменты, которые, будучи использованы для развития теории либидо, должны приблизить нас к пониманию расширяющегося спектра невротических симптомов в детстве и на протяжении всей жизни индивида.

Последние новости

Случайные новости

  • Какие причины возникновения детской агрессии
    Агрессия может проявляться у детей по разным причинам. Но психологами были выявлены самые распространенные, а именно личные, семейные и социальные.
  • Улыбка - знак внимания.
    По взгляду можно определить, как будет развиваться ваш контакт. Если партнер больше смотрит на вас в те моменты, когда он с вами согласен, — это сигнал к укреплению отношений и сотрудничеству.
  • Интеллектуальное фиглярство
    Действие выявляет не поступки героев, а состояние психологического надрыва, который его участники пытаются преодолеть, тщетно призывая на помощь мысль, логику, интеллектуальный поиск точки опоры. На ф ...
  • Если бы Карузо был здесь?
    В самом ли деле Пласидо Доминго лучший тенор всех времен? До того как отвечать на этот вопрос, положительно ли, отрицательно, следует убедиться, что сама его постановка законна. Что не так много оперн ...
  • Учитель равен солдату
  • Эффективность семейной терапии
    Оно с самого начала следовало клиническому развитию и при патологических моделях семейных отношений фокусировало внимание на качественной методике лечения. Однако между практикой и теорией, а также ме ...
  • Производственное обучение в бригадах
    Обучение в бригадах — один из важных способов подготовки рабочих на производстве и повышения их квалификации. Особенно большое значение приобретает обучение в комплексных бригадах. Благодаря организац ...
  • Дети учатся у своих сверстников
    Если эти ситуации вам знакомы, то будет весьма полезно в течение какого-то времени вести подробные записи, отслеживая каждый эпизод и вашу реакцию на поведение ребенка, чтобы понять, какие на самом де ...
  • Как расположить к себе ученика.
    Необычайно сложно строить свои взаимоотношения, если учитель не умеет эффективно использовать те или иные необходимые для педагогического общения человеческие качества; спокойствие, уравновешенность, ...
  • Подарок для детишек
    Если у Вас есть дети, племянники, внуки, маленькие братики или сестрички, крестники и Вы до сих пор не определились с подарком на рождественские праздники, тогда в этом не легком деле мы поможем разоб ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru