Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Совместные игры для детей и их родителей

Часто случается так, что родители не могут найти игру для ребенка, где бы они приняли непосредственное участие. Поэтому они усаживают малыша за машинки или куклы, а сами идут заниматься своими делами. Но крохе быстро становится скучно играть одному, и он отправляется «помогать» маме на кухне или папе в гараже. Чтобы этого избежать существует несколько увлекательных занятий, которые будут интересны как для ребенка, так и для взрослого.

Закрывающийся рот

Ярко-красная решетка, закрывающая рот, - символ запрета: «Грубить, ругаться и т.п. - запрещено!». Однако размер рта, а также столь напряженный красный цвет решетки заставляют усомниться в том, что Мите всегда удается соблюдать этот запрет. Скорее, можно предположить не особенно удачные попытки контр...

Методика «рисунок человека»

Рисунок человека, сделанный Митей в его одиннадцать лет, очень типичен для подросткового возраста. Человек изображен со спины. Это интерпретируется как признак негативизма. Интересно, что, как показано в предшествующих главах, наблюдения за Митей в школе не демонстрируют такого поведения. Чем может ...

Методика «дом и дерево»

В рисунке дома и дерева, сделанном в 3 классе, мы видим уже не маленький островок порядка, как в рисунках, выполненных во 2 классе. Упорядочен весь мир в целом. В рисунке проявляется благополучное самоощущение, позитивная презентация себя.
В доме большие окна, но отсутствует дверь. Автор как бы гов...

Методика «несуществующее животное»

Хотя Митя назвал придуманное им существо «кровожадным Кавдо», выглядит оно вполне миролюбиво. В нем не присутствует признаков ни собственной агрессивности, ни опасений агрессии со стороны окружающих. Вместе с тем, изображенное животное никак не назовешь беззащитным. Оно устойчиво, самодостаточно.
В...

Методика «я в школе»

Рисунок на тему «Я в школе» разделен на две резко различающиеся между собой части. Левую - большую - часть листа занимают деревья, земля и большое вертикальное черное пятно неопределенной формы. По-видимому, это изображение улицы, которую Мите приходится переходить по дороге в школу. Правая часть ри...

На заднем плане - миниатюрная голова учителя

Подведем некоторые итоги. Итак, первоклассник Митя - мальчик весьма разумный, интеллектуальный. Вполне хорошо себя понимающий, с хорошим уровнем рефлексии и самоконтроля. С достаточно активной, причем позитивной эмоциональностью, но очень её сдерживающий. Вероятно, он склонен к чрезмерному контролю ...

Методика «я в школе»

На рисунке изображен практически пустой класс. Много парт, и только вдалеке виднеется малюсенькая голова учителя, сидящего за учительским столом. На переднем плане нарисован одинокий ученик. Рисунок выглядит бесцветным и безлюдным, на нем преобладает мебель. Люди изображены гораздо более примитивно,...

Методика «рисунок семьи»

Несколько настораживает то, что на рисунке семьи изображены только родители. Митя отказался рисовать себя, не изобразил также ни брата, ни бабушку, которые реально живут вместе с ним и родителями. Неполнота изображения членов семьи, а особенно отсутствие на рисунке себя часто служит признаком наруше...

Методика «несуществующее животное»

Как правило, рисунок несуществующего животного оказывается одним из самых информативных рисуночных тестов. Однако животное, придуманное первоклассником Митей, оказалось мало выразительным. Пожалуй, его наиболее бросающаяся в глаза особенность - это то, что оно залито сплошным горячим ярко-оранжевым ...

Портрет школьника

К мнению окружающих о себе Митя, похоже, привык внимательно прислушиваться: не зря же на рисунке так тщательно изображены уши. Для него важно не только самому быть уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, но и получать ее подтверждения от других. С этим у него, по-видимому, все в порядке:...

Наблюдается заметная асимметрия

Наиболее своеобразная особенность рисунка человека, сделанного Митей, - это непомерно большая голова. Детям свойственно преувеличивать размер тех объектов и деталей, которые они считают наиболее важными, значимыми. Значит, можно предположить, что Митя очень высоко ценит голову - другими словами, ум,...

О чем говорят Митины рисунки?

Основой рефлексивной самооценки - знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях - являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной, способность анализировать собственные действия.
Выше было показано,...

Рефлексивная самооценка

Дети, наиболее активно участвовавшие в поисковой части учебной работы, чаще других слышали учительские восторги по поводу их «умных слов» и сами нередко испытывали радость озарений, удовольствие от открытия, сделанного благодаря собственному усилию. Впрочем, именно эти дети, рисковавшие поделиться с...

Затемнения выделены значимые корреляции

Оказывается, что объективные события учебной деятельности связаны не с абсолютной величиной самооценки детей, а с разницей между детской самооценкой и учительской оценкой, о которой дети могут судить лишь косвенно. Наиболее тесно с этим показателем связана ПА на уроках, поэтому далее речь пойдет име...

Соотношение детских самооценок и учительских оценок

Обсуждая разницу между детскими самооценками и учительскими оценками, мы говорим, в сущности, об адекватности самооценки. Термин «адекватность» здесь используется в наиболее простом его значении: соответствие между самооценкой человека и оценкой эксперта. В нашем случае экспертами были два учителя. ...

Внешние причины беспокойства

Во всех подробностях ответы Мити на эти вопросы представлены в Приложении 2, табл. 10-11. В общем виде картина самоотношения выглядит так. Эмоционально-личностные качества вызывают у Мити наибольшее самоуважение, они же являются предметом его наибольших забот. Ум и учеба также небезразличны этому ма...

«Я - самый-самый».

Эти данные говорят о том, что в отличие от Мити, большинство детей уже в первом классе отделяют свои реальные качества от идеальных. Впрочем, и во втором классе они, как и Митя, еще далеки от способности строить свои собственные, индивидуализированные идеалы. Однако к третьему классу и у Мити, и у е...

IQ: возрастная динамика

Первоклассник Митя сохраняет преимущественно инфантильную идеализированную самооценку, в которую еще не проникли никакие относительные количественные оценки. Так же, как не бывает более или менее круглого круга, так для инфантильной самооценки нет самоощущения «я - хороший более или менее». В первом...

Самооценка: возрастная динамика

Самооценка изучалась с помощью методики Дембо-Рубинштейн, в которую были добавлены дополнительные шкалы. Мы использовали 16 шкал, которые можно условно разделить на пять групп:
1. четыре личностные характеристики ;
2. три телесные характеристики ;
3. пять характеристик, связанных с учебой ;
4. т...

Как обучение и развитие влияют друг на друга?

С помощью макроанализа отношений между интерпсихической активностью школьников на уроке и показателями их интеллектуального развития мы показали, что
в самом начале школьного обучения высокий уровень интеллектуального развития способствует включению ребенка в обучение, в частности - в ПА класса;
...

В 1 классе умение учитывать точку зрения собеседника в учебном диалоге

Вернемся к Мите. В первом классе его показатель умения учитывать точки зрения собеседников на уроках математики и русского языка составлял 93 балла по 100-балльной шкале и был высшим в классе. Иными словами, дошкольный опыт предрасположил этого мальчика к труду понимания. Четыре года спустя наш геро...

Связь успешности решения

Последнее соображение отчасти объясняет связь успешности решения задачи «Парниковый эффект» с показателем «Умение учитывать точку зрения собеседника в учебном диалоге» и отсутствие такой связи для задачи «Подарок». Тестовые вопросы к рассказу «Подарок» несут однозначные «указания» на урок литературы...

Любопытство экспериментатора

Благодаря вниманию учителей и ежедневной практике в обмене мнениями на уроках, исходное неравенство между группами детей, обнаружившими в первом классе разную предрасположенность к пониманию точки зрения собеседника, постепенно снижается. Однако социальные обычаи и привычки, приобретенные в учебных ...

Правильно решить задачу

Успешность решения задач, требующих понимания противоречивых точек зрения, в группах учащихся с разным уровнем ПА на уроках. Приведено число и % детей, получивших максимальный балл за решение тестовых задач.
Между тем невысокая, но значимая корреляционная связь с общим баллом за решение двух задач ...

Умение читать

Высокий уровень умения читателя художественного текста понимать неоднозначный, противоречивый, развивающийся характер героини художественного рассказа обнаружили те школьники, которые за ответы на эти два вопроса получили 4 балла.
Задача «ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ» ставится на материале смешанного - вербал...

Понимание точек зрения героев текста

Для того чтобы измерить способность школьников понимать разные точки зрения, были использованы две задачи из теста PISA159. Эти две задачи имеют сходное строение: сначала приводится текст, описывающий противоречивое явление, затем по поводу этого явления высказываются две точки зрения, каждая из кот...

Оценочная самостоятельность класса

Учитель пресек оценочную самостоятельность класса, направленную на детали и частности, не поддержал разговор, начатый в репликах 8, 9 и задал новый фокус внимания: предложил сначала обсудить общую картину. Только увидев три схемы как взаимосвязанные части единого высказывания, можно понять, что цель...

Если учитель поставил задачу

Учитель поставил задачу, так, чтобы возникла необходимость обсудить язык молекулярных схем. Каждый ученик дома в собственной тетради уже нарисовал эти три схемы, т.е. сформулировал свое мнение о том, как сцеплены молекулы трех веществ, и имеет представление о результате работы трех учеников на доске...

Желательный вид домашнего задания

Желательный вид домашнего задания: молекулы воды «сцеплены» лучше, чем у воздуха и бензина. Молекулы бензина «сцеплены» лучше, чем у воздуха, но слабее, чем у воды.
1. Учитель: Воздух, вода и бензин. Нарисовать молекулярные схемы так, чтоб было понятно, где что, да? Пожалуйста. Я вот думаю, как у н...

Два события на уроке химии

На предыдущих уроках химии случились два события:
Введена молекулярная схема как фиксация того, что невидимо для земного глаза, но происходит реально и может быть увидено иным «марсианским» зрением.
Совершен переход от единой молекулярной схемы к более расчлененной: учитывающей степень «сцепленн...

Доложенная гипотеза

Доложенная гипотеза строится вокруг грамматической категории вида глагола, которая ранее на уроках упоминалась мимолетно и не изучалась содержательно. Поэтому группа применяет не собственно лингвистический, а интуитивный способ определения вида глагола, ошибочность которого не замечается одноклассни...

Осуждение в группе

Учитель предлагает детям в группах обсудить и представить на суд класса гипотезу о том, от чего зависит выбор гласной буквы в этих словах. Далее приводится первый групповой доклад.
1. Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Во-первых, мне интересно мнение пятой группы. У них есть какое-то...

Способность занять точку зрения

Способность занять точку зрения, отличную от своей собственной, - это тот шаг развития, который могут сделать ученики, если их начальное образование строилось в форме учебной деятельности. Какие способы действия обеспечивают способность человека понять основания точки зрения, отличной от его собстве...

Часть опыта учеников

Едва ли не самая главная часть опыта учеников этого класса: на уроках от учителя практически никогда не дождешься прямой подсказки, образца, готового правила. Учитель приглашает первоклассников высказываться, вслушивается в слова детей, расспрашивает, просит уточнить, недоумевает, короче, ведет себя...

Понимание точки зрения собеседника в реальном учебном диалоге

Она присоединяется к ребенку, который публично сказал «Я не понял». В этом классе не понимать высказанную мысль прилично и почетно. Тем самым автору «непонятной» реплики указывают на необходимость более развернуто и адресовано высказать свою мысль.
Лиза отвечает не на просьбу учителя объяснить мысл...

Понимание точки зрения собеседника

Понимание точки зрения собеседника вплетено в ткань любого диалога, в том числе и учебного. В самом начале обучения львиную долю труда по организации взаимопонимания в учебном диалоге берет на себя учитель. Крошечный фрагмент урока в самом начале первого класса дает представление о том, что делает у...

Тестовые задачи

Анализируя решение тестовых задач, требующих способности оперировать одновременно двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими средствами анализа предмета, мы увидели, что эту способность с наибольшей долей вероятности проявляют те ученики, которые обладают высоким уровнем ПА в совместном действии.
...

Максимальная активность

Те ученики, которые обнаружили максимальную активность в поиске новых способов действия на уроке, справились с критическими задачами так же хорошо, как и с навыковыми. Более того, в этой группе школьников решение критических и навыковых задач тесно связано. Если уж они овладевают средством действия,...

Результаты решения навыковых и критических задач

Две задачи качественно отличаются от навыковых. Во-первых, они не похожи на задачи из школьных учебников. Во-вторых, они предполагают одновременное использование нескольких средств преобразования условий задачи155. В-третьих, они опираются на знание об условиях задачи, накопленное при ответе на пред...

Последние новости

Случайные новости

  • Языковая толерантность.
    Интересно, был ли полтора десятилетия назад язык более толерантным?
  • Потеря пространственных ориентаций
    В аэронавтике есть термин «потеря пространственной ориентации», под которым скрывается убийственное сочетание: с одной стороны, летчики не видят горизонт, а с другой — начинают доверять не приборам, а ...
  • Первичная идентификация «Я»
    Исследованиями И. В. Ярославцевой показано, что депри- вированных детей младшего школьного возраста характеризует дисгармоничность интеллектуальной сферы (сочетание достаточно высокого уровня развития ...
  • Премьеры оперы
    Тезису Чапека можно возразить, что не один «землянин» попадает в плен этой «пресыщенности» уже с молодости, тогда как другие - наоборот-сохраняют свежее отношение к жизни и в преклонном возрасте, - пр ...
  • Современная сказка
    И еще одним дипломом Театр Деммени был награжден на этом ответственном смотре: «За общее состояние работы, за последовательное соблюдение художественно-педагогических принципов театров для детей».
  • Помощь зависимым от курительных смесей и спайса в Новосибирске
    Все большее число молодых людей страдают сегодня от сильной наркотической зависимости, от которой самостоятельно избавиться практически невозможно.
  • Я хочу, чтобы моя дочь красиво одевалась
    . Надо заметить, что сейчас производители детской одежды (и обуви) выпускают какие угодно наряды для девочек (вечерние и подвенечные платья, лакированные туфельки на каблуках, закрытые купальники для ...
  • Правила ухода за огурцами
    Правила ухода за огурцами Высокий урожай огурцов может обеспечить не только правильная их посадка, но и дальнейший уход.
  • Ребенок может совершенно правильно ответить
    Психологическая картина меняется, когда дело касается собственного положения индивида. Сюда можно отнести разработанные также Бинэ и его последователями „вопросы на сообразительность\", которые в боль ...
  • Родители, узнавшие на занятиях о методе
    Когда нашей дочке было всего пять месяцев, мы отправились на неделю в отпуск и поселились в деревянном домике на берегу озера. До этой поездки нам везло, потому что малышка никогда не будила нас по но ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru