Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Мыслительная деятельность учащихся.

Мыслительная деятельность учащихся во многом зависит от того, как они осознают собственные мыслительные процессы.
Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития у детей осознания собственных мыслительных процессов. Дети 8—9 лет не могут сказать, как они решают те или иные задачи, так как у них отсутствует самонаблюдение, направленное на мыслительные процессы. У детей 9—10 лет отмечаются некоторые колебания в освоении своих умственных процессов. Только в 11—12 лет у детей начинает проявляться осознание собственных мыслительных процессов. И лишь в 14—15 лет школьники осознают операции мышления как таковые, в отвлечении от содержания мышления.
Несколько иные данные о развитии у школьников осознания мыслительных процессов получены в исследовании М. Н. Шардакова. Во время уроков-исследований перед учащимися ставились вопросы: «Что ты сейчас делала: объясняла или рассказывала ранее изученное?», «Что ты сейчас делала: сначала объяснила частные случаи (задачи), а потом определила закон (правило) или сначала определила закон (правило), а затем объяснила частные случаи (задачи) и др. В результате исследования Шардаков приходит к выводу, что учащиеся IV класса достаточно ясно осознают течение таких процессов мышления, как движение мысли от частного к общему и от общего к частному.
При этом осознание индуктивного мыслительного процесса происходит раньше и протекает более совершенно, чем осознание дедуктивного мыслительного процесса. Кроме того, если содержанием мышления является новый и трудный материал, то мысль направляется главным образом на содержание, а не на осознание умственного процесса.
Исследования, проведенные студентами под нашим руководством, показали, что понимание мыслительных операций для младшего школьника (если не проводить соответствующей работы) представляет значительные трудности. Об этом свидетельствует следующее: учащихся IV класса спрашивали, как они понимают, что значит проанализировать, сравнить, обобщить предметы. На вопрос «Что значит проанализировать?» 7% учащихся отвечают— «разобрать подробно»; 12,6% учеников считают, что «проанализировать — это рассказать, что знаешь»; 22,5% считают, что «проанализировать — проверить что-либо»; 47,9% учащихся класса вообще не ответили на данный вопрос, а 10% связывали свой ответ с понятиями «взять анализы», «сдать анализы».

Последние новости

Случайные новости

  • Раскрашенные листы с зияющими дырами
    По мере развития описанной выше сферы, звуки, издаваемые Лори, становились все более громкими и дифференцированными. Ее рот и губы стали произносить слова. Но, увы! они так и не достигли достаточной г ...
  • Воспитание и образование
    Воспитание и образование — единственная и необходимая основа достижения моральной жизни, усвоения и реализации моральных ценностей. Между тем как их игнорирование, то есть невежество и невоспитанность ...
  • Понимание точек зрения героев текста
    Для того чтобы измерить способность школьников понимать разные точки зрения, были использованы две задачи из теста PISA159. Эти две задачи имеют сходное строение: сначала приводится текст, описывающий ...
  • Звание заслуженного артиста
    Мой спутник Горя Манжиев недоумевает: - Он что, этот Саша, летун, что ли?
  • Десятилетний возраст
    Почти половина десятилеток с DAMP страдает от депрессии, многие не видят смысла жизни, у некоторых появляются суицидальные мысли, чего не бывает у здоровых детей. И в то же время для детей с DAMP/ADHD ...
  • Работа в Ярославле
    Художественно политический совет при Театре имени Волкова поначалу заботился только о том, чтобы привлечь в театр побольше рабочих, но в дальнейшем участвовал и в формировании репертуара.
  • Традиция комментариев
    Это в ту пору я проводил долгие часы в Симиезе и писал, как я вам только что намекнул, Матисс-ан-Франс.
  • Что такое френч-пресс
    Френч-пресс – это специальное приспособление, которое используется при процессе заваривания молотого кофе или чая, собственно говоря, это способ заваривания кофе. Существуют френч-прессы различной фор ...
  • Как определить эффективность труда тренера, по каким критериям?
    Не надо быть большим специалистом в теннисе, чтобы понять, что все эти критерии имеют только опосредованное влияние на эффективность тренировок (а некоторые, например, транспортные удобства, совсем не ...
  • Как получить удачное фото на документы?
    Согласно неофициальным опросам, 80% людей недовольны своими фото в различных документах. Такое недовольство приводит к неловким ситуациям, ведь документы приходится предъявлять часто, а находящееся та ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru