Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Развитие способности к сравнению как операции мышления

Для того чтобы развить у детей умение сравнивать, используются следующие виды заданий:
Установление сходства и различия по наличию дополнительной детали у одного из объектов сравнения и определение характера различия. Такого рода задания выполняются на примере игрушек, имеющих только одно яркое отличие. Как правило, детям с синдромом Дауна бывает сложно выполнить даже это, казалось бы, простое задание. Возможно, они видят различие, но не могут сформулировать, в чем оно состоит. В таких случаях, чтобы помочь детям, можно задать вопрос, например, в такой форме: «Этот мишка в шапке, а этот?»
Нахождение отличия по качественным признакам. В этих заданиях нужно сравнить предметы по цвету и, путем наложения и приложения, по форме или величине. Для сравнения предлагаются такие предметы, как синий и желтый флажки, красные шарик и кубик, большой и маленький мячи, длинная и короткая ленты и т. д. Надо заметить, что, по нашему опыту, такие задания можно выполнять как на уроке математики, так и на занятии «Круг». Постепенно можно усложнять задание и предлагать предметы, отличающиеся несколькими качественными признаками.
Нахождение отличия на картинках. Начинать формирование данного умения нужно с простых заданий, содержащих одно легко обнаруживаемое отличие. Например, домик с окном и домик без окна, красный и синий мячики, птичка на ветке с червячком, птичка на ветке без червячка.
По мере усвоения данного навыка можно переходить к нахождению на картинках двух и более отличий. В своей практике мы обязательно рекомендовали родителям и дома выполнять с детьми такого рода задания.
В данном разделе мы использовали следующие виды заданий:
Усвоение понятий «больше», «меньше», «поровну» и их синонимов. Во всех заданиях по сравнению множеств особое внимание уделяется овладению математическим языком: употреблению таких понятий, как «больше», «меньше», «одинаково», «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «столько... сколько», «равно». Для облегчения понимания и лучшего запоминания этих понятий дети обучаются определенным жестам16.
Усвоение яркого визуального образа сравнения. Для решения этой задачи самым эффективным оказалось использование визуального образа, который хорошо запоминается и очень нравится детям, а также отражает смысл знаков сравнения. Этот образ - «крокодил, который ест там, где больше». Раскрытая пасть крокодила напоминает математический знак сравнения17.
На уроках мы использовали мягкую игрушку - крокодила - для сравнения неисчисляемых и исчисляемых множеств, а также маленьких картонных крокодилов, с помощью которых дети могли указать на большее множество. Например, крокодил ел из той тарелки, где гречки больше. Картонного крокодила можно положить на стол между двумя картинками таким образом, чтобы его открытый рот указывал на картинку, на которой объектов больше. В качестве деталей для аппликации можно использовать двух симметричных крокодилов, из которых детям предлагается выбрать подходящего, или два симметрично расположенных знака «больше» и «меньше», к которым пририсованы зубы, что делает их похожими на открытый рот крокодила. Кроме того, через некоторое время можно предложить детям рисовать знаки «больше» или «меньше», обводя трафарет в виде пасти крокодила.

Последние новости

Случайные новости

  • Тренировка воли
    — Перед занятием я провожу небольшое обсуждение проблемы воли. Что такое безвольный человек? Это человек, у которого множество хаотичных и разбросанных «Я», каждое из которых на время захватывает влас ...
  • Рейтинги поведения младенца
    Вторая серия переменных была выбрана по записям наших включенных и внешних наблюдателей и впечатлениям, связанным с развитием тех эго-функций, которые потенциально могли свидетельствовать о ходе сепар ...
  • Какие документы нужны ребенку для посещения заграницы
    Путешествуя с детьми, стоит помнить о том, что по законам всех без исключения стран они имеют особый статус. Если смотреть на вопрос с правовой точки зрения, то многие решения за ребенка принимают его ...
  • Лорду Байрону
    В этом мучительном споре я являюсь третьим лицом, которое в своей незавидной роли посредника не может иметь иных интересов, кроме интересов главных действующих лиц.
  • Экономическая эффективность ступенчатой системы подготовки и повышения квалификации рабочих на произ ...
    В настоящее время особенно актуальны вопросы повышения эффективности обучения рабочих на производстве. Затраты на обучение рабочих — это своеобразные капитальные вложения, которые в конечном счете оку ...
  • Нравственная оценка товарища.
    Таким образом, нравственная оценка товарища, дифференцирование его нравственных черт становится все тоньше и значимее и в дальнейшем помогает формированию взаимоотношений ученика со своими сверстникам ...
  • Практика припоминания нового знания
    Чем труднее вспоминается новый материал, тем больше пользы в припоминании. Даже если вы при этом будете ошибаться, то не ухудшите знания — конечно, при условии, что будете всегда проверять свои ответы ...
  • Воспаление легких симптомы у детей
    Одним из наиболее тяжелых заболеваний, которыми страдают дети раннего возраста, считается воспаление легких. Особенно подвержены этому заболеванию новорожденные: этому способствует специфика физиологи ...
  • Воспитать высокоразвитого ребенка
    Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их ребенок вырос здоровым, красивым и умным? Для осуществления этих желаний одних генетических данных мало – нужно много вложить в физическое, духов ...
  • Как распечатать книгу на принтере
    На сегодняшний день скачать себе на телефон, планшет или смартфон книгу в электронном варианте бесплатно может каждый человек, поскольку это очень просто делается и каждый с этим справится. Но не всег ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru