Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Развитие способности к сравнению как операции мышления

Для того чтобы развить у детей умение сравнивать, используются следующие виды заданий:
Установление сходства и различия по наличию дополнительной детали у одного из объектов сравнения и определение характера различия. Такого рода задания выполняются на примере игрушек, имеющих только одно яркое отличие. Как правило, детям с синдромом Дауна бывает сложно выполнить даже это, казалось бы, простое задание. Возможно, они видят различие, но не могут сформулировать, в чем оно состоит. В таких случаях, чтобы помочь детям, можно задать вопрос, например, в такой форме: «Этот мишка в шапке, а этот?»
Нахождение отличия по качественным признакам. В этих заданиях нужно сравнить предметы по цвету и, путем наложения и приложения, по форме или величине. Для сравнения предлагаются такие предметы, как синий и желтый флажки, красные шарик и кубик, большой и маленький мячи, длинная и короткая ленты и т. д. Надо заметить, что, по нашему опыту, такие задания можно выполнять как на уроке математики, так и на занятии «Круг». Постепенно можно усложнять задание и предлагать предметы, отличающиеся несколькими качественными признаками.
Нахождение отличия на картинках. Начинать формирование данного умения нужно с простых заданий, содержащих одно легко обнаруживаемое отличие. Например, домик с окном и домик без окна, красный и синий мячики, птичка на ветке с червячком, птичка на ветке без червячка.
По мере усвоения данного навыка можно переходить к нахождению на картинках двух и более отличий. В своей практике мы обязательно рекомендовали родителям и дома выполнять с детьми такого рода задания.
В данном разделе мы использовали следующие виды заданий:
Усвоение понятий «больше», «меньше», «поровну» и их синонимов. Во всех заданиях по сравнению множеств особое внимание уделяется овладению математическим языком: употреблению таких понятий, как «больше», «меньше», «одинаково», «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «столько... сколько», «равно». Для облегчения понимания и лучшего запоминания этих понятий дети обучаются определенным жестам16.
Усвоение яркого визуального образа сравнения. Для решения этой задачи самым эффективным оказалось использование визуального образа, который хорошо запоминается и очень нравится детям, а также отражает смысл знаков сравнения. Этот образ - «крокодил, который ест там, где больше». Раскрытая пасть крокодила напоминает математический знак сравнения17.
На уроках мы использовали мягкую игрушку - крокодила - для сравнения неисчисляемых и исчисляемых множеств, а также маленьких картонных крокодилов, с помощью которых дети могли указать на большее множество. Например, крокодил ел из той тарелки, где гречки больше. Картонного крокодила можно положить на стол между двумя картинками таким образом, чтобы его открытый рот указывал на картинку, на которой объектов больше. В качестве деталей для аппликации можно использовать двух симметричных крокодилов, из которых детям предлагается выбрать подходящего, или два симметрично расположенных знака «больше» и «меньше», к которым пририсованы зубы, что делает их похожими на открытый рот крокодила. Кроме того, через некоторое время можно предложить детям рисовать знаки «больше» или «меньше», обводя трафарет в виде пасти крокодила.

Последние новости

Случайные новости

  • Родители - это самые близкие люди для ребенка
    Они даже своим присутствием влияют на психологическое состояние своего дитя. В большинстве случаев это влияние негативное и, что самое опасное, оно неізаметное. Во-первых, присутствие родителей в той ...
  • ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
    Григор Татеваци— крупнейший педагог, философ, ученый, музыкант, живописец и церковно-политический деятель. Родился в городе-крепости Тмкаберд Гугаркской области в семье ремесленника. Вскоре семья пере ...
  • Как сказывается на ребенке проявление родительской власти
    Несмотря на все серьезные ограничения родительской власти, авторитарный метод, как ни странно, остается для большинства родителей единственным методом воспитания, независимо от их образования, социаль ...
  • Оптовая закупка тканей и ее особенности
    Приобретение ткани должно быть выгодным. Для того, чтобы сделать свою покупку максимально экономичной, следует обратить внимание на оптовые условия. В чем особенности оптовой покупки тканей?
  • Обучение детей английскому за рубежом: особенности и преимущества
    По словам специалистов, наиболее интенсивно усвоение иностранного языка происходит при общении с его носителями в среде, где он является основным. В связи с этим фактором многие родители принимают реш ...
  • Послеобеденный отдых старших детсадовцев
    Дневной отдых нужен всем детям. Другое дело, что в зависимости от возраста ребенка меняется продолжительность дневного сна. Детские врачи единодушны во мнении, что 1,5-2 часа дневного сна ребенку в во ...
  • Массовое обучение вторым профессиям
    Новаторы производства непосредственно на рабочих местах передают рабочим — слушателям школы свой передовой производственный опыт. Каждой группе предоставляется возможность широко ознакомиться с изучае ...
  • Несостоявшиеся встречи
    Начальный же период, при коллегиальном руководстве, делится на следующие этапы: антологический (или эклектический), длившийся с 1947-го до 1954 года; период углубленной работы - с 1954-го до 1962 года ...
  • МИЛАНСКИЕ ДИОСКУРЫ
    Так, среди тех, кто ходил по контрамаркам, то есть без права на нумерованное место, Грасси приметил порывистого рыжеволосого юношу; тот знал, когда надо аплодировать, соблюдал театральный ритуал истов ...
  • О подготовке детей к школе
    Планируя данную книгу, мы прежде всего видели в качестве ее адресатов педагогов и специалистов детских дошкольных учреждений, которые занимаются вопросами подготовки детей с особенностями развития к ш ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru