Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Развитие способности к сравнению как операции мышления

Для того чтобы развить у детей умение сравнивать, используются следующие виды заданий:
Установление сходства и различия по наличию дополнительной детали у одного из объектов сравнения и определение характера различия. Такого рода задания выполняются на примере игрушек, имеющих только одно яркое отличие. Как правило, детям с синдромом Дауна бывает сложно выполнить даже это, казалось бы, простое задание. Возможно, они видят различие, но не могут сформулировать, в чем оно состоит. В таких случаях, чтобы помочь детям, можно задать вопрос, например, в такой форме: «Этот мишка в шапке, а этот?»
Нахождение отличия по качественным признакам. В этих заданиях нужно сравнить предметы по цвету и, путем наложения и приложения, по форме или величине. Для сравнения предлагаются такие предметы, как синий и желтый флажки, красные шарик и кубик, большой и маленький мячи, длинная и короткая ленты и т. д. Надо заметить, что, по нашему опыту, такие задания можно выполнять как на уроке математики, так и на занятии «Круг». Постепенно можно усложнять задание и предлагать предметы, отличающиеся несколькими качественными признаками.
Нахождение отличия на картинках. Начинать формирование данного умения нужно с простых заданий, содержащих одно легко обнаруживаемое отличие. Например, домик с окном и домик без окна, красный и синий мячики, птичка на ветке с червячком, птичка на ветке без червячка.
По мере усвоения данного навыка можно переходить к нахождению на картинках двух и более отличий. В своей практике мы обязательно рекомендовали родителям и дома выполнять с детьми такого рода задания.
В данном разделе мы использовали следующие виды заданий:
Усвоение понятий «больше», «меньше», «поровну» и их синонимов. Во всех заданиях по сравнению множеств особое внимание уделяется овладению математическим языком: употреблению таких понятий, как «больше», «меньше», «одинаково», «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «столько... сколько», «равно». Для облегчения понимания и лучшего запоминания этих понятий дети обучаются определенным жестам16.
Усвоение яркого визуального образа сравнения. Для решения этой задачи самым эффективным оказалось использование визуального образа, который хорошо запоминается и очень нравится детям, а также отражает смысл знаков сравнения. Этот образ - «крокодил, который ест там, где больше». Раскрытая пасть крокодила напоминает математический знак сравнения17.
На уроках мы использовали мягкую игрушку - крокодила - для сравнения неисчисляемых и исчисляемых множеств, а также маленьких картонных крокодилов, с помощью которых дети могли указать на большее множество. Например, крокодил ел из той тарелки, где гречки больше. Картонного крокодила можно положить на стол между двумя картинками таким образом, чтобы его открытый рот указывал на картинку, на которой объектов больше. В качестве деталей для аппликации можно использовать двух симметричных крокодилов, из которых детям предлагается выбрать подходящего, или два симметрично расположенных знака «больше» и «меньше», к которым пририсованы зубы, что делает их похожими на открытый рот крокодила. Кроме того, через некоторое время можно предложить детям рисовать знаки «больше» или «меньше», обводя трафарет в виде пасти крокодила.

Последние новости

Случайные новости

  • Покупка подарков
    Каждый человек хотя бы единожды в жизни сталкивается перед выбором подарка. Причём эта вещь может предназначаться для самых разных торжеств.
  • Что я знаю о чувств е вины и о том, как просить прощения
    Для женщины это очень сложно. Нам кажется, что мы всегда должны быть идеальными — идеальными спутницами жизни, идеальными работницами и идеальны^ ми матерями. Я предпочитаю считать, что достаточно быт ...
  • Что рассказал мне один подросток во время психотерапевтического сеанса
    Подтянуться в учебе? Даже не подумаю. Родители постоянно наседают на меня, хотят, чтобы я приносил домой хорошие оценки. Если я буду хорошо учиться, они обрадуются — получится, что они добились своего ...
  • Изображение животных в разных выразительных движениях.
    Изображение животных в разных выразительных движениях. Рисование по памяти зверей играющих, ласкающихся, обороняющихся и т. д. Привлечение детей для натурных наблюдений. Любой графический материал (1 ...
  • Для чего создаются сайты?
    В работе многих компаний рано или поздно приходит время, когда возникает вопрос о создании своего собственного веб-сайта в глобальной сети Интернет.
  • Травмы у ребенка-спортсмена
    Искривление позвоночника может приводить не только к ущемлению нервных корешков и появлению болевого (вертебросоматического) синдрома, но и к болям в сердце, нарушению зрения, головным болям, нарушени ...
  • Девальвации личности
    Тема девальвации личности в XX веке, столь волнующая художников разных направлений, решается в «Маттиа Паскале» социально-исторически. Читая роман, нельзя не заметить, что созданный Пиранделло гротеск ...
  • Возведение здании методом подъема этажей и перекрытии
    Поэтапное натяжение тросов, осуществляемое гидродомкратами посредством вытяжки только стабилизирующих тросов ферм с центральных верхних колец, упрощает и ускоряет процесс натяжения и дает возможность ...
  • Пиаже.
    Пиаже различает научение в узком и широком смысле слова.
  • Пригодность
    Казалось, что когда мы поощряли его действия, совершаемые вследствие возникшего тревожного состояния, Джой смутно ощущал наш доброжелательный настрой. Так, почувствовав свободу, мальчик часами сидел н ...
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru