Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Главная Написать письмо Карта сайта English    

Расширение словарного запаса ребенка

Расширение словарного запаса ребенкаСлова необходимы ребенку для того, чтобы ежедневно использовать их в своей жизни для общения с окружающими его людьми, для обучения чтению и письму. Набор слов, которым пользуется ребенок, называется словарным запасом. С помощью взрослых малыш должен пополнять свой словарный запас ежедневно. При нормальном речевом развитии к пяти годам ребенок свободно составляет сложные предложения, у него достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования и словоизменения. Почему же так получается, что у школьников младших классов словарный запас крайне скуден?


 


Причины бедного словарного запаса


 


Если до школы ребенку мало читали книги и, став школьником, он тоже мало читает, его словарный запас не может расширяться. Недоразвитию речи способствует необщительность ребенка, так как он редко использует речевые навыки. Недостаток слов при общении ребенок пытается заменить словами-паразитами, например, «так сказать», «как бы», междометиями «ну», «э-э», а некоторые дети и вовсе, выражают свои мысли с помощью жестов. Скудный словарный запас младших школьников приводит к тому, что они не могут полно и связно рассказать прочитанное или услышанное, часто употребляют слова в неправильном значении или говорят простыми предложениями.


 


Развитие активной речи


 


Расширение словарного запаса ребенкаРазвитие активной речи включает в себя обогащение словарного запаса, обучение последовательному пересказу и активизации ассоциативных связей между словами. Во время прогулок с ребенком активно используйте окружающие вас предметы и природные явления. «Посмотри, как красиво земля усыпана желтыми и красными листьями. Начался осенний листопад». Ребенок запоминает новое слово «листопад» и имеет представление об этом явлении. Детская речь бедна прилагательными. Ребенка нужно научить определять форму, цвет, величину предмета, отмечать его качества и свойства. Дайте ребенку в руки мяч, пусть он посмотрит, потрогает, погладит его, а затем тоже повторит с мягкой или http://www.vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrushka.html. Таким способом ребенок ознакомится со свойствами разных предметов и пополнит свой словарь новыми словами и понятиями. Учите ребенка последовательно излагать события прошедшего дня. Чем больше вы будете разговаривать с ним, и поправлять неправильно произнесенные им слова, помогать заменять одни слова другими, тем шире будет словарный запас вашего ребенка и более связная речь.


 


Задания для развития речи


 


1. Подбери определения: к слову «яблоко» (круглое, красное, спелое, сочное).


2. Узнай, про что я говорю: овощной, вкусный, горячий (суп).


3. Для чего служит – карандаш, фломастер, кисточка, мелок, иголка…


4. Подбери антонимы и синонимы к слову…


5. Составление предложений со словами-синонимами.


6. Объяснение и сравнение значений заданных слов.


7. Определение антонимов в поговорках и пословицах.


8. Напишите небольшой рассказ, в котором существительные будут заменены картинками. Попросите ребенка прочесть его.


 


Расширение словарного запаса ребенкаМладшему школьнику понравится игра в ассоциации. Назовите любое существительное, например, «стул», а ребенок должен назвать слова, с чем он ассоциируется – «деревянный», «четырехногий», «мягкое сиденье», «комната». Или, например, "люстра", она ассоциируется - "красивая", "яркая", "хрустальная", предлагаем http://www.lampa.kiev.ua/katalog/lyustry/ от известных производителей, также вашему вниманию светильники, люстры, лампы, торшеры, бра. В этой же игре существительные заменяйте прилагательными, глаголами. Называйте слова, которые бы вызывали вкусовые или цветовые ассоциации. Предложите ребенку объяснить смысл поговорок и пословиц – это будет отличной тренировкой для понимания переносного смысла высказываний.


 


Чтение – это действенный способ расширения словарного запаса ребенка. Воспитание любви к чтению в ребенке – важнейшая задача родителей. У ребенка, который много читает, повышается способность к обучению, он лучше развивается и адаптируется к постоянно возрастающим требованиям жизни.


 

Последние новости

Случайные новости

  • Организация контроля за процессом обучения
    Систематический контроль за процессом обучения имеет большое значение для повышения качества обучения. Работники ОТО, члены совета, председатели методических секций, посещая уроки производственного и ...
  • Внутренняя потребность
    Случилось так, что я не мог ничего сказать, поскольку мое свидетельство было бы объявлено лжесвидетельством, местью. Ничего. Я ничего не сказал.
  • Консервативные формы
    Пример был очень заразительный, и трудность роли заключалась в ее разработанности, в навязчивых ассоциациях, которые стесняли свободу актера.
  • Общее и различное в раннем речевом развитии детей
    Специфический порядок слов, которые использует ребенок в первых предложениях, не одинаков у детей, осваивающих разные языки. В некоторых языках распространена последовательность существительное-глагол ...
  • Быстрее не значит лучше
    Психологи обнаружили любопытный факт: легкость припоминания обратно пропорциональна ценности знания. Чем проще вспомнить информацию или навык, тем менее это ценно для надежного запоминания. Наоборот, ...
  • Усыновление в Швеции
    Усыновление в Швеции, как и в других странах, долго было покрыто тайной, чтобы скрыть обстоятельства усыновления не только от ребенка, но и от других людей, кроме самых близких родственников. Знание с ...
  • Совместный сон ребенка с родителями: за и против
    Услышав ночью плач ребенка, взволнованная мама спешит к кроватке с бутылочкой воды или кормит его грудью нарушая график кормления, но малыш не успокаивается. Но стоит только положить ребенка рядом с с ...
  • Зачем и где следует проводить экспертизу автомобиля после ДТП
    Предоставить помощь в получении справедливого возмещения автовладельцу — вот зачем нужна экспертиза автомобиля после ДТП, а не просто, как фарс. Это защитит от непорядочных страховщиков, стремящихся к ...
  • Драматургия Пиранделло
    Названная проблема театрализации сцены, стоявшая перед европейским театром, решалась в основном как проблема режиссерская. Пиранделло в «Шести персонажах в поисках автора»
  • Перспектива совместной работы
    Работать с Б. Л. было чрезвычайно интересно, так как его приемы и упражнения не являлись голым экспериментированием, а опирались на глубокое знание природы вокального искусства.
 
Яндекс.Метрика
© 2012 г. Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Все права защищены.
Проект поддерживается Австрийским Федеральным Министерством социальной безопасности, по делам поколений и защиты прав потребителей и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) с 2005 года.
Общаемся в игре
Вызывание и стимуляция лепета
Характеристика этапа
Развитие понимания речи
Подготовка к школе детей с синдромом дауна
Право ребенка на проживание в семье
lyalinpavell@yandex.ru